Метафорическая репрезентация событий «Арабской весны» в СМИ США

Базгарадзе Александр Викторович

Аннотация


Работа посвящена исследованию метафорической репрезентации событий, происходивших во время волны протестов и демонстраций в странах Ближнего Востока и Северной Африки в 2011-2012 годах, в средствах массовой информации США. Данные события широко известны под названием «арабская весна». Материалом исследования послужили метафорические словоупотребления в публикациях самых популярных и авторитетных общественно-политических газет, издаваемых в США.
В первой части работы рассматриваются теоретические положения, легшие в основу настоящего исследования метафорической репрезентации событий «арабской весны» в прессе США. Данное исследование осуществлено на основе комплексного когнитивно-дискурсивного подхода к изучению метафор в политических текстах, в связи с чем теоретическую базу исследования составляют научные изыскания в таких областях, как теория дискурса, общая теория метафоры, политическая лингвистика, когнитивная лингвистика и теория концептуальной метафоры.
Во второй части работы представлены результаты исследования метафорической репрезентации событий «арабской весны» в пяти наиболее влиятельных печатных СМИ США в период с 2011 по 2012 год. Выбор источников материала исследования был основан на данных о тиражах газет и посещаемости веб-сайтов газет. В работе приводится анализ выявленных случаев метафорического словоупотребления, которые разделены относительно четырёх субсфер классификации политических метафор А. П. Чудинова. Особое внимание уделяется оценке прагматических смыслов обнаруженных метафор. На основе анализа метафор в публикациях СМИ США об «арабской весне» выводятся и описываются наиболее частотные метафорические модели, использующиеся для репрезентации событий в арабских странах в 2011-2012 годах и их участников.
Результаты исследования могут представлять интерес как для исследователей в области политологии, так и для специалистов в области лингвистики, прежде всего, интересующихся вопросами теории метафоры и способами речевого воздействия в текстах СМИ.