Мировая социокультурная интеграция Китая в контексте текстов олимпийского движения

Ли Минсинь

Аннотация


Социокультурная интеграция – сложный процесс, направленный на поддержание и продвижение ценностей различных идентичностей без подавления и агрессивной ассимиляции. Это значит, что взаимодействие различных культурных групп положительно влияет на укрепление культурных идентичностей, с одной стороны, и на динамическое развитие, просвещение других культурных идентичностей, с другой стороны.
Как отмечает исследователь социокультурных процессов Т. Ф. Маслова, «социальная интеграция выступает опорой системной, это причина динамизма обществ <…> Современные модели интеграционизма базируются на гуманистических, мондиалистских, демократических ценностях» . Таким образом, процессы социальной интеграции полезны, но должны иметь некоторые ограничения в том, чтобы не подавлять разные культурные идентичности.
Мировая социокультурная интеграция – это процесс интеграции этнокультурных идентичностей, развития толерантности и социального равенства среди этносов. Мировая социокультурная интеграция способствует деэскалации и эффективному взаимодействию для развития культуры и общества.
В последние 15 лет актуализировалось понятие «мягкой силы» в отношении Китайской Народной Республики. Данный термин был введен политологом Джозефом Найем и подразумевает такое государственное управление, при котором в качестве инструмента влияния используются гуманистические ценности. Результатом применения «мягкой силы» является широкое распространение китайской культуры во всём мире, а также интерес к изучению и популяризация китайского языка.
Как отмечается в статье А. В. Бояркиной, «интенсивная популяризация китайского языка и культуры входит в научную концепцию, выдвинутую на XVII и закрепленную на XVIII съезде ЦК КПК по проведению «китайской глобализации» и созданию «могущественного культурного государства» в рамках «гармоничного мира» . То есть, Китайская Народная Республика сейчас проходит активный процесс мировой социокультурной интеграции, продвигая высшие гуманистические ценности и используя инструменты «мягкой силы».
Одним из ярчайших грядущих культурных событий в Китайской Народной Республике являются 24-е Зимние Олимпийские игры 2022 года. Олимпийские игры всегда считались важным мировым событием, а для принимающей страны это еще и возможность повысить мировой статус, сформировать и укрепить позитивный имидж.
У Китая уже была такая возможность в 2008 году, когда Пекин стал городом, принимающим членов 29-й Летней Олимпиады. Китай нацелился на репозиционирование страны: долгое время Китайская Народная Республика на мировой арене имела сомнительный статус и ассоциировалась с производством дешевых товаров и пренебрежительным отношением к глобальной экосистеме. То есть, Китай стремился решить несколько задач одновременно: принять иностранных гостей, провести Олимпийские игры на высоком уровне, а также изменить свой имидж – «предложить мировому сообществу новый, прогрессивный, социально и экологически ориентированный образ Китая» .
Отслеживание позитивных изменений Китайской Народной Республики относительно мировой социальной интеграции в контексте Олимпийских игр - новое направление исследования, имеющее, на наш взгляд, ряд преимуществ:
во-первых, в языке отражается культурный контекст, и язык как никакой другой инструмент способен показать всю плотность этого культурного контекста; во-вторых, Олимпийское движение в Китае имеет довольно долгую и сложную историю, что дает возможность увидеть процесс в развитии; в-третьих, Китай в настоящий момент является стремительно развивающейся державой, экономическим титаном, у него меняются цели и видение развития.
Итак, тему предпринятого научного исследования можно озвучить следующим образом: «Мировая социокультурная интеграция Китая в контексте текстов Олимпийского движения».
История Олимпийского движения в Китае началась достаточно давно, первой датой взаимодействия можно назвать 1894 год, когда общественный и спортивный деятель, инициатор современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен отправил приглашение правителям последней китайской династии Цин, предлагая им направить спортсменов для предпринятой им первой Олимпиады. Долгое время учрежденный позже Международный Олимпийский комитет привлекал к участию в Олимпийских играх китайских спортсменов и наблюдателей. В период Японо-китайской войны Китай приостановил участие в Олимпиаде, в период сложных отношений с Тайванем также Китай не участвовал в играх. Учитывая растущее признание Китая в мире, в 1979 году Китайский Олимпийский комитет поддержал предложения Международного Олимпийского комитета о восстановлении законного статуса Китая. И в 1980 году Китай принял участие в зимних Олимпийских играх в Лэйк-Плэсиде .
На сегодняшний день Китай принял участие в семи летних Олимпийских играх с момента своего восстановления в Международном Олимпийском комитете в 1979 году, выиграв в общей сложности 163 золотых медали. Итак, с этого времени Китай стал активным участником Олимпийских игр и получал большое количество медалей, с этого же времени Китай предпринимал попытку стать лидером на мировой арене и завоевать право стать принимающей страной Олимпийских игр.
Чанг Полинг, признанный общественный деятель и исследователь Китая, еще в начале развития Олимпийских игр призвал китайский народ участвовать в спортивных мероприятиях, в мировой спартакиаде. По его мнению, это могло значительно преобразовать Китай, изменить вектор его развития .
За период Олимпийского движения в Китае вышло множество официальных документов и регламентов, исследований о спорте и развитии спорта в Китае, а также множество социальных исследований, рассматривающих преобразования Китая. На наш взгляд, проблематикой предпринятого исследования является изучение текстов об Олимпийском движении через призму изменений Китая в сторону социокультурной интеграции.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что подобных исследований пока предпринято не было, а также тем, что в связи с Олимпиадой 2022 года в Китае интерес к стране усиливается, увеличивается количество социокультурных исследований.
Объектом тексты олимпийского движения, предметом тексты олимпийского движения как свидетельство социокультурной интеграции Китая в мировое сообщество.
Цель предпринятого исследования – изучить процесс мировой социокультурной интеграции Китая и обозначить позитивные изменения в процессе интеграции этой этнической идентичности. Для достижения этой цели было поставлено несколько задач:
1) изучить историю Олимпийского движения в Китае;
2) найти тексты об Олимпийском движении в Китае (в том числе официальная документация, научные и научно-популярные исследования, публицистика, мемуаристика, художественная литература);
3) изучить выбранные тексты на предмет мировой социокультурной интеграции Китая;
4) оформить выводы о развитии Китая в контексте мировой социокультурной интеграции Китая в виде тезисов.
Материалами для предпринятого исследования являются научные работы Ли Хун, Чжу Лили, Гэ Яоцзюнь, Лу Чжуньи, Сао Фэйху, Сяо Хуаньюй, Лю Цзин, Ху Юйцинь, Йанг Хуа, Ван Фан, Мао Юйси и других авторов, которые изучают Олимпийское движение в Китае с точки зрения его освещения в средствах массовой информации. Этот аспект представляет интерес для нашего исследования, поскольку публицистический материал часто отражает яркие особенности изменений в какой-либо сфере. Кроме того, есть определенная специфика китайских СМИ: они цензурированы и создают, возможно, иной массовый образ. Интересно, на наш взгляд, сравнить образ Китайской Народной Республики, представленный официальными СМИ Китая, и тот же образ, но в СМИ России и других стран. Такое сравнение позволит увидеть процесс социокультурной интеграции Китая с разных сторон и более объективно.
Кроме того, в качестве материалов исследования мы отобрали издания об истории спорта в Китае (монография Шао Цзу, работа Йанг Хуа, статьи Шэ Цицзянь, Ли Илань, Чэнь Чуаньли и других), а также исследования о культурной революции в Китае (В. Н. Усов, Чжан Миньлинь, Янь Цзяци и Гао Гао, Р. К. Краус, Л. Кушинг и Э. Томпкинс и т.д.).
В качестве научной базы исследования выступают работы Б. Г. Костомарова, Н. С. Валгиной, Ю. Г. Лемешко об отражении в языке культурных и социокультурных особенностей развития этноса. Поэтому методами предпринятого исследования будут изучение, лингвистический и культурологический анализ текстов, а также обобщение полученной информации в виде тезисов.
Теоретическая значимость предпринятого исследования обусловлена его новизной: на сегодняшний день существует множество работ, демонстрирующих Китай с точки зрения растущей экономической державы, развивающейся страны, архитектурного открытия эпохи и т.д., множество социологических и культурологических исследований, но в качестве материала исследования они не берут тексты об Олимпийском движении в Китае. Наше исследование направлено на лингвистический анализ, прежде всего, и могло бы стать базой для дальнейших исследований в это области.
Практическая значимость предпринятого исследования состоит в том, что социальные контакты с Китайской Народной Республикой увеличиваются, процессы социокультурной интеграции запущены, и они должны, на наш взгляд, не подавлять культурные идентичности, а наоборот – мотивировать их на развитие. Исследование позволит больше узнать о китайской культуре и способствует развитию межэтнической и межкультурной толерантности.
Исследование имеет следующую структуру: работа состоит из введения, двух глав (теоретического обоснования проблемы и практического изучения проблемы), заключения и списка использованной литературы.