Трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции и возможные пути их преодоления
Аннотация
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что в современной дидактике неуклонно набирают вес образовательные концепции, прида-ющие первостепенное значение креативной, культурно-реакционной, до-сугово-развлекательной направленностям учебного занятия, которые в своей совокупности обеспечивали бы обучающемуся ученику его психо-логический и нравственный комфорт, ощущение счастья и радости по-знания, удовлетворили бы потребности в самоутверждении, самовыра-жении и общении. Целесообразность включения в аудиторное занятие по иностранным языкам развлекательных фрагментов и право на суще-ствование занятий-дивертисментов, воплощающих принципы коммуни-кативистики и динамической активности, в противовес академическим урокам, на которых преподаватель строг и требователен, по нашему мнению, снимает языковые трудности и лингвистические барьеры. Речь идёт об организации форм и содержания современного урока иностран-ного языка, нацеленного на развитие социально-значимых иноязычных компетенций, как для подростков школьного возраста, так и для студен-тов и взрослых слушателей.
Несмотря на значимость иностранного языка в современном мире, не все школьники уделяют достаточное внимание этому предмету.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что многие трудности, с которыми сталкивается обучающийся в школе, могут быть преодолены, если преподаватель будет фокусировать внимание не толь-ко на грамматическом материале, а также и на эмоционально-когнитивной специфике, вверенной ему, нередко многонациональной и конфессионально мозаичной, аудитории.
На наш взгляд основные задачи педагогической деятельности – обучение непринуждённому общению, создание располагающей к сво-бодному обмену мнениями и неформальным, заинтересованным дискус-сиям в бесконфликтной психологической атмосфере. Этим целям, по нашему мнению, стоит подчиняться при выборе дидактических и мето-дологических ресурсов. В системе ценностных приоритетов обучения иностранным языкам первостепенная роль должна отводиться «гумани-зации и социализации учебного процесса с акцентом на его визуально-игровом, деятельностном и экспрессивно-эмоциональном аспектах» [44, с. 48]
Объект исследования – учебный процесс на уроках иностранного языка, направленный на формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Предмет исследования – система упражнений для преодоления трудностей учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель исследования: разработать в помощь учителю английского языка универсальный методический материал, облегчающий усвоение иноязычной коммуникативной компетенции учениками.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования опреде-лили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть учебную деятельность по овладению говорени-ем, аудированием, чтением, письмом;
2. Определить трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Найти такие методы и средства обучения и восприятия, кото-рые позволяли бы педагогам на уроке в полной мере преодолевать трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции;
4. Разработать технологию, направленную на развитие ино-язычной коммуникативной компетенции;
5. Внедрить в практику технологии развития коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Результаты нашего исследования были опубликованы в статье «Трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции» на сайте infourok.ru от 3.05.2018 (см. Приложение В).
Несмотря на значимость иностранного языка в современном мире, не все школьники уделяют достаточное внимание этому предмету.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что многие трудности, с которыми сталкивается обучающийся в школе, могут быть преодолены, если преподаватель будет фокусировать внимание не толь-ко на грамматическом материале, а также и на эмоционально-когнитивной специфике, вверенной ему, нередко многонациональной и конфессионально мозаичной, аудитории.
На наш взгляд основные задачи педагогической деятельности – обучение непринуждённому общению, создание располагающей к сво-бодному обмену мнениями и неформальным, заинтересованным дискус-сиям в бесконфликтной психологической атмосфере. Этим целям, по нашему мнению, стоит подчиняться при выборе дидактических и мето-дологических ресурсов. В системе ценностных приоритетов обучения иностранным языкам первостепенная роль должна отводиться «гумани-зации и социализации учебного процесса с акцентом на его визуально-игровом, деятельностном и экспрессивно-эмоциональном аспектах» [44, с. 48]
Объект исследования – учебный процесс на уроках иностранного языка, направленный на формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Предмет исследования – система упражнений для преодоления трудностей учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель исследования: разработать в помощь учителю английского языка универсальный методический материал, облегчающий усвоение иноязычной коммуникативной компетенции учениками.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования опреде-лили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть учебную деятельность по овладению говорени-ем, аудированием, чтением, письмом;
2. Определить трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Найти такие методы и средства обучения и восприятия, кото-рые позволяли бы педагогам на уроке в полной мере преодолевать трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции;
4. Разработать технологию, направленную на развитие ино-язычной коммуникативной компетенции;
5. Внедрить в практику технологии развития коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Результаты нашего исследования были опубликованы в статье «Трудности учебной деятельности обучающихся в освоении иноязычной коммуникативной компетенции» на сайте infourok.ru от 3.05.2018 (см. Приложение В).