Коммуникативная компетентность иностранных студентов на подготовительном факультете

Рахманова Екатерина Вячеславовна

Аннотация


Работа посвящена исследованию уровня сформированности коммуникативной компетентности иностранных студентов, обучающихся на подготовительном факультете УрФУ. Материал исследования составили 24 анкеты, направленные на самостоятельное оценивание студентами коммуникативных умений, а также результаты лексико-грамматического субтеста, проведенного на подготовительном факультете УрФУ в рамках тестирования русского языка как иностранного.
В первой части работы вводятся понятия компетенции, компетентности и коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется анализу основных видов коммуникативной компетентности, что послужило материалом для составления опроса.
Во второй части работы рассматриваются основные положения явления интернационализации, которые способствовали созданию дополнительных прав и изменению существующих, что показал сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих получение высшего образования иностранными гражданами на территории РФ. Совершенствование законов положило начало созданию актуальных алгоритмов работы с иностранными студентами, а также эффективных алгоритмов их обучения. Поэтому большое внимание уделяется описанию существующего подхода к освоению коммуникативной компетентности на уроках русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки.
В третьей части работы рассматривается методика составления опроса, приводится анализ результатов анкетирования и лексико-грамматического теста, представленных в виде таблиц и диаграмм, выявляются трудности в усвоении русского языка как иностранного, а также приводятся рекомендации, направленные на улучшение процесса обучения иностранных студентов.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете.
В приложении приводится пример анкеты для опроса иностранных студентов.