Интермедиальный аспект в художественном мире романов Урса Фэса
Аннотация
В современной лингвистике интерконтекстуальность, интердискурсивность, интермедиальность, интерсемиотичность все чаще становятся ведущими принципами лингвистического и литературоведческого анализа социокультурных феноменов. Поэтому, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена актуальностью самого интермедиального исследовательского компонента, который определяет собой ситуацию в современном литературоведении: пересечение границ одной научной дисциплины, взаимодействие различных видов искусств, полимедиальность, а также изучение художественного языка современной культуры как целой системы.
Художественное мышление XX–XXI веков синтетично по своей природе и многогранно в формах своего художественного выражения. Поэтому, вопросы, связанные с исследованием взаимодействия разных видов искусств, требуют внимания и изучения. Одним из важнейших понятий в современном литературоведении является понятие «интермедиальности», появившееся сравнительно недавно, а именно в 1980-х гг., которое активно используется для определения различного рода взаимодействий художественной направленности. Несмотря на то, что теория интермедиальности до сих пор находится в стадии становления, в настоящее время она является одной из доминирующих характеристик современных художественных текстов, а также современной культуры в целом. Именно поэтому данное явление способно служить основанием для выявления авторских художественных моделей и основных историко-художественных факторов.
Рассматривая понятие «искусство» и его виды, мы говорим о том, что, несмотря на наличие специфических выразительных средств у каждого из видов искусства и их относительную самостоятельность, оно одновременно нуждается в помощи других видов искусства для полного, неограниченного отражения действительности. С одной стороны, каждое искусство стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от других и является его преимуществом перед ними. Но, с другой стороны, каждое искусство пытается учесть и использовать опыт других, обменяться достижениями, расширить свои возможности и границы. То есть тенденция к индивидуализации всегда дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу.
Объектом данного исследования является интермедиальность как основной атрибут художественности.
Предметом исследования выступают интермедиальные включения таких видов искусств как живопись, архитектура и музыка в романах Урса Фэса «Ombra», «Paris. Eine Liebe», «Als hätte die Stille Türen».
В соответствии с обозначенным объектом и предметом можно сформулировать следующую цель исследования – создание схемы анализа художественного произведения с интермедиальными включениями.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– проанализировать основные положения теории интермедиальности с целью конкретизации понятия «интермедиальность»;
– определить основные виды интермедиальных взаимодействий;
– выявить проявления интермедиальности в романах Урса Фэса с точки зрения разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка);
– обозначить роль интермедиальных включений в текстах обозначенных романов.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
– систематизация и анализ текста;
– историко-генетический метод;
– стилистический метод;
– герменевтический метод.
Материалом исследования послужили три романа Урса Фэса «Ombra», «Paris. Eine Liebe», «Als hätte die Stille Türen».
Методологической базой данного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, эстетике, лингвистике, культурологии, теории и философии медиа. Особое значение имеют классические труды по теории и методологии гуманитарного знания (P. O. Якобсон, М. М. Бахтин, Р. Барт, А. Е. Махов, В. В. Немыкин, Ю. Кристева, И. П. Ильин и др.); основополагающие работы по эстетике, теории культуры, морфологии искусства (Ю. М. Лотман, М. С. Каган, П. Низон, Р. Барт, Д. Хиггинс, С. Кольридж, С. Шер); современные исследования морфологического взаимодействия различных видов искусства, философские, эстетические, культурологические труды по проблемам интертекстуальности и интермедиальности (Г. М. Маклюэн, Н. Луман, О. Ханзен-Леве, Ю. Мюллер, X. Оостерлинг и др.).
Новизна исследования заключается в выборе предмета исследования, который до сегодняшнего дня в критической литературе в данном аспекте не исследовался.
Теоретическая значимость работы видится в том, что по аналогии с имеющимися разработками в области интертекстуальности была предложена возможная схема анализа художественных произведений в опоре на присутствующие в них интермедиальные включения, а также в конкретизации понятия интермедиальности, на которое в дальнейшем можно опираться при анализе произведений.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её отдельных сегментов в процессе обучения студентов по дисциплинам: стилистика, лексикология, интерпретация текста, зарубежная немецкоязычная литература, а также в использовании метода «нетеоретической интерпретации» (В. А. Лукин) в анализе обозначенного предмета.
Художественное мышление XX–XXI веков синтетично по своей природе и многогранно в формах своего художественного выражения. Поэтому, вопросы, связанные с исследованием взаимодействия разных видов искусств, требуют внимания и изучения. Одним из важнейших понятий в современном литературоведении является понятие «интермедиальности», появившееся сравнительно недавно, а именно в 1980-х гг., которое активно используется для определения различного рода взаимодействий художественной направленности. Несмотря на то, что теория интермедиальности до сих пор находится в стадии становления, в настоящее время она является одной из доминирующих характеристик современных художественных текстов, а также современной культуры в целом. Именно поэтому данное явление способно служить основанием для выявления авторских художественных моделей и основных историко-художественных факторов.
Рассматривая понятие «искусство» и его виды, мы говорим о том, что, несмотря на наличие специфических выразительных средств у каждого из видов искусства и их относительную самостоятельность, оно одновременно нуждается в помощи других видов искусства для полного, неограниченного отражения действительности. С одной стороны, каждое искусство стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от других и является его преимуществом перед ними. Но, с другой стороны, каждое искусство пытается учесть и использовать опыт других, обменяться достижениями, расширить свои возможности и границы. То есть тенденция к индивидуализации всегда дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу.
Объектом данного исследования является интермедиальность как основной атрибут художественности.
Предметом исследования выступают интермедиальные включения таких видов искусств как живопись, архитектура и музыка в романах Урса Фэса «Ombra», «Paris. Eine Liebe», «Als hätte die Stille Türen».
В соответствии с обозначенным объектом и предметом можно сформулировать следующую цель исследования – создание схемы анализа художественного произведения с интермедиальными включениями.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– проанализировать основные положения теории интермедиальности с целью конкретизации понятия «интермедиальность»;
– определить основные виды интермедиальных взаимодействий;
– выявить проявления интермедиальности в романах Урса Фэса с точки зрения разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка);
– обозначить роль интермедиальных включений в текстах обозначенных романов.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования:
– систематизация и анализ текста;
– историко-генетический метод;
– стилистический метод;
– герменевтический метод.
Материалом исследования послужили три романа Урса Фэса «Ombra», «Paris. Eine Liebe», «Als hätte die Stille Türen».
Методологической базой данного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, эстетике, лингвистике, культурологии, теории и философии медиа. Особое значение имеют классические труды по теории и методологии гуманитарного знания (P. O. Якобсон, М. М. Бахтин, Р. Барт, А. Е. Махов, В. В. Немыкин, Ю. Кристева, И. П. Ильин и др.); основополагающие работы по эстетике, теории культуры, морфологии искусства (Ю. М. Лотман, М. С. Каган, П. Низон, Р. Барт, Д. Хиггинс, С. Кольридж, С. Шер); современные исследования морфологического взаимодействия различных видов искусства, философские, эстетические, культурологические труды по проблемам интертекстуальности и интермедиальности (Г. М. Маклюэн, Н. Луман, О. Ханзен-Леве, Ю. Мюллер, X. Оостерлинг и др.).
Новизна исследования заключается в выборе предмета исследования, который до сегодняшнего дня в критической литературе в данном аспекте не исследовался.
Теоретическая значимость работы видится в том, что по аналогии с имеющимися разработками в области интертекстуальности была предложена возможная схема анализа художественных произведений в опоре на присутствующие в них интермедиальные включения, а также в конкретизации понятия интермедиальности, на которое в дальнейшем можно опираться при анализе произведений.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её отдельных сегментов в процессе обучения студентов по дисциплинам: стилистика, лексикология, интерпретация текста, зарубежная немецкоязычная литература, а также в использовании метода «нетеоретической интерпретации» (В. А. Лукин) в анализе обозначенного предмета.