Модели концептуализации действия (на материале конструкций с фразовыми и нефразовыми глаголами)
Аннотация
Язык является отражением действительности. Понятия, которыми
человек мыслит, получают звуковой облик, форму и значение и таким
образом, отражаются в языке.
Подобную связь исследует когнитивная лингвистика. Ученые данной
области придерживаются идеи мотивированности языка окружающей средой
человека. Семантика слова основывается на когда-то полученном человеком
опытом или, так называемой, телесной воплощенности, известной по
англоязычной литературе как “embodiment”. Так формируется понятие.
Слово существует не изолированно, а в определенном соотношении со
значениями других слов, прежде всего слов с того же «понятийного поля».
«Понятийное поле» – это большее или меньшее множество значений слов,
связанных с одним и тем же фрагментом действительности.
Словарные значения слов периодически подвергаются
переосмыслению в связи с тем, что меняется сама реальность или же ее
восприятие. В этом заключается динамический характер языка. Живой язык
всегда находится в динамике, а потому подлежит регулярному
переосмыслению на уровне слов.
Понятия ментального пространства и когнитивной модели
приобретают особую значимость применительно к глаголу, поскольку все
глагольные категории представляют собой концептуальные сущности, не
имеющие аналогов в реальном мире. Они дают возможность уточнить и
смоделировать то, что выражает глагол, ответить на вопрос, «к наречию
каких сущностей он приспособлен», какую информацию он вербализует, то
есть осмыслить и уточнить те моменты, которые, определяют формирование
глагольного значения. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Тема нашего исследования ― модели концептуализации действия на
примере фразовых и нефразовых глаголов.
В данной работе мы анализируем уникальную специфику английского
языка ― фразовые глаголы. Это глаголы, которые состоят из нефразового
глагола и адвербиального послелога. В связи с историческими изменения, в
ходе которых, непосредственно, образовались фразовые глаголы и приобрели
свои собственные значения, исследователь данной области сталкивается так
же с проблемами синонимии и метафорического переноса значений при
рассмотрении фразовых и нефразовых глаголов в рамках сравнения.
В связи с этим, в своей работе, мы выдвигаем гипотезу о том, что тот
или иной адвербиальный послелог способен привносить изменения в
лексическое значение слова.
Исследование основывается на выборке из пяти нефразовых глаголов,
пяти фразовых глаголов с прямым значением слова и пяти фразовых
глаголов, содержащих в своем значении метафорический перенос. Так же для
каждого фразового глагола рассмотрены варианты с двумя различными
послелогами.
Объектом исследования являются фразовые и нефразовые глаголы, их
словарные и контекстуальные значения.
Предметом исследования являются особенности концептуализации
действия глаголами благодаря наличию в их составе адвербиальных
послелогов.
Цель исследования заключается в выявлении изменений значений
глаголов в ходе сравнительного анализа фразовых и нефразовых глаголов.
человек мыслит, получают звуковой облик, форму и значение и таким
образом, отражаются в языке.
Подобную связь исследует когнитивная лингвистика. Ученые данной
области придерживаются идеи мотивированности языка окружающей средой
человека. Семантика слова основывается на когда-то полученном человеком
опытом или, так называемой, телесной воплощенности, известной по
англоязычной литературе как “embodiment”. Так формируется понятие.
Слово существует не изолированно, а в определенном соотношении со
значениями других слов, прежде всего слов с того же «понятийного поля».
«Понятийное поле» – это большее или меньшее множество значений слов,
связанных с одним и тем же фрагментом действительности.
Словарные значения слов периодически подвергаются
переосмыслению в связи с тем, что меняется сама реальность или же ее
восприятие. В этом заключается динамический характер языка. Живой язык
всегда находится в динамике, а потому подлежит регулярному
переосмыслению на уровне слов.
Понятия ментального пространства и когнитивной модели
приобретают особую значимость применительно к глаголу, поскольку все
глагольные категории представляют собой концептуальные сущности, не
имеющие аналогов в реальном мире. Они дают возможность уточнить и
смоделировать то, что выражает глагол, ответить на вопрос, «к наречию
каких сущностей он приспособлен», какую информацию он вербализует, то
есть осмыслить и уточнить те моменты, которые, определяют формирование
глагольного значения. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Тема нашего исследования ― модели концептуализации действия на
примере фразовых и нефразовых глаголов.
В данной работе мы анализируем уникальную специфику английского
языка ― фразовые глаголы. Это глаголы, которые состоят из нефразового
глагола и адвербиального послелога. В связи с историческими изменения, в
ходе которых, непосредственно, образовались фразовые глаголы и приобрели
свои собственные значения, исследователь данной области сталкивается так
же с проблемами синонимии и метафорического переноса значений при
рассмотрении фразовых и нефразовых глаголов в рамках сравнения.
В связи с этим, в своей работе, мы выдвигаем гипотезу о том, что тот
или иной адвербиальный послелог способен привносить изменения в
лексическое значение слова.
Исследование основывается на выборке из пяти нефразовых глаголов,
пяти фразовых глаголов с прямым значением слова и пяти фразовых
глаголов, содержащих в своем значении метафорический перенос. Так же для
каждого фразового глагола рассмотрены варианты с двумя различными
послелогами.
Объектом исследования являются фразовые и нефразовые глаголы, их
словарные и контекстуальные значения.
Предметом исследования являются особенности концептуализации
действия глаголами благодаря наличию в их составе адвербиальных
послелогов.
Цель исследования заключается в выявлении изменений значений
глаголов в ходе сравнительного анализа фразовых и нефразовых глаголов.