Гипербола в речи политиков: функционально-переводческий аспект
Аннотация
С античных времен язык власти привлекал всеобщее внимание и был предметом систематического исследования. Древние греки были восхищены многообразием способов использования языка, который они рассматривали как «инструмент истины, изобрази-тельно-выразительное средство и как орудие убеждения» [25, с. 264]. Одновременное раз-витие получила мысль о необходимости изучать стилистические приёмы – для лучшего понимания и более глубокого толкования литературы, в частности поэзии. Идеи древне-греческого мыслителя Аристотеля и Эллинистической римской системы риторики зало-жили прочные основы для развития гиперболы как одного из основных приёмов для уста-новления эмоциональной связи между автором и реципиентом.
Гипербола – это стилистический приём, который знаком буквально каждому чи-тающему человеку с детства. Пронзительный свист Соловья-разбойника, который приги-бал к земле многовековые деревья, могучая физическая сила и выносливость богатырей, бросавших вызов вероломству антагонистов, поражающие воображение двенадцать под-вигов великого Геракла и даже прожорливый Робин Бобин Барабек, проглотивший разом сорок человек, – всё это яркие случаи употребления гиперболы в былинном творчестве и фольклоре. Примеров гиперболы в художественной литературе не счесть: здесь и «Путе-шествия Гулливера» Дж. Свифта, и поэзия В. В. Маяковского, И. А. Бродского, Б. Л. Пас-тернака, и классические произведения, например «Нос» Н. В. Гоголя, и еще множество других. Гипербола – способ автора обратить внимание читателя или слушателя на то, что действительно важно для него, на то, что некоторая индивидуальная норма явления нару-шена.
Современная отечественная лингвистика рассматривает гиперболу не как маркер произведений исключительно художественной литературы или фольклора, но отмечает её проникновение в такие сферы как реклама, маркетинг, политика. Объясняется это тем, что этот приём больше не ограничен в рамках одной функции, эстетической, но может заост-рять внимание на проблематике текста, доказывать позицию автора и убеждать реципиен-та в её верности. Часто гипербола используется для передачи иронического или сатириче-ского оценочного суждения о ситуации.
Кроме того, гипербола активно употребляется нами в разговорной речи: «Тысячу раз тебе повторять приходится!», «Вечно ты опаздываешь», «Ветер сегодня с ног валит!». Узуальная гипербола значительно отличается от художественной и свидетельствует о клишированности речи; зачастую она остаётся незамеченной собеседником.
7
Интенсивное развитие политических технологий, возрастающая роль средств мас-совой информации, все большая театрализация политической деятельности способствуют повышению внимания общества к теории и практике политической коммуникации [10, с. 5]. Как отмечает А. П. Чудинов, «для современной политической лингвистики в полной мере характерны ведущие черты современного языкознания: антропоцентризм (языковая личность становится точкой отсчета при изучении языковых явлений), экспансионизм (включение в область исследования лингвистики ряда смежных проблем), функционализм (изучение языка в действии), экспланаторность (стремление не только описать языковые факты, но и дать им объяснение)» [60, с. 4]. В современном обществе человек не может оставаться безучастным к политике: наша жизнь, настоящая и будущая, определяется на мировой политической арене ежедневно. Демократический строй позволяет нам само-стоятельно избирать правящую партию и Президента: соответственно, понимая их слова лучше и соотнося полученную информацию со своей картиной мира, мы можем опреде-лять своё будущее. Кажимость политических текстов, то есть расхождение между глубин-ным смыслом и языковой формой, всё чаще приобретает конструктивную значимость для политического текста.
Современное российское общество проходит этап становления в сложных, изме-няющихся реалиях. Перераспределение сфер глобального влияния, обострение военных конфликтов на границе и в Сирии, изменения на рынке сырья – всё это требует адекватно-го поведения власти и ясного утверждения позиции страны по ключевым вопросам. За минувшие годы Российская Федерация провела ряд престижных глобальных мероприя-тий, в том числе международный конкурс песни Евровидение и зимнюю олимпиаду в г. Сочи; некоторые проекты находятся на стадии реализации (развитие инфраструктуры и реконструкция спортивных объектов в нескольких городах РФ к чемпионату мира по фут-болу 2018 г., строительство моста через Керченский пролив, строительство газопровода «Южный поток»). В наши дни Россия остается знаковым участником всех крупных поли-тических событий, что обеспечивает постоянный повышенный интерес к нашему полити-ческому лидеру, президенту РФ. «Прямая линия с Владимиром Путиным» 14 апреля 2016 г., как и в предыдущие годы, собрала перед экранами телевизоров многомиллионную ау-диторию: для примера, только из Уральского региона направлено более 18 тысяч вопросов [34]. Показательными здесь являются реакции мировых СМИ на телевыступление, по-скольку они демонстрируют интерес к локальным политическим событиям. Например, Christian Science Monitor назвали В. В. Путина «добрым и мягким президентом, болтаю-щим с народом». По словам журналиста, ежегодный телемарафон был похож на «общест-венное собрание» [30].
8
Одновременно необходимо отметить ситуацию в США: политическое столкнове-ние двух кандидатов в президенты, Хилари Клинтон и Дональда Трампа, держало в на-пряжённом ожидании буквально весь мир. Кардинально разные позиции по ключевым на-правлениям, в том числе и по внешнеполитической стратегии, находили активное выра-жение в политических программах и агитационных лозунгах.
Регулярные выступления перед мировым и локальным сообществами требуют от политика не только детальной проработки каждого вопроса, но и умения организовать текст одновременно связанно, убедительно и в рамках дипломатии. Его обращения к на-ции должны затронуть нужную струну в массовом сознании, полемика с политическими оппонентами – звучать достаточно уверенно, логично и, в конечном счёте, способствовать достижению целей государства. Следовательно, автор политического текста должен сде-лать его ясным и прозрачным для своей аудитории.
Язык становится основным инструментом воздействия и манипулирования. Для этого умелый политик оперирует стилистическими приёмами, в частности гиперболой, которая в силу своего очевидного отклонения от языковой нормы всегда привлекает к се-бе внимание адресата. Гипербола удерживает интерес и поддерживает мотивацию аудито-рии.
Этим объясняется и наш интерес в исследовании гиперболы в речи политиков: вы-делив случаи употребления данного стилистического приёма в материале выпускной ква-лификационной работы (далее – ВКР), мы сможем дать субъективную оценку стилей тек-стов двух наиболее обсуждаемых политиков в наши дни – Владимира Владимировича Пу-тина и Дональда Джона Трампа. Проведя теоретическое исследование литературы о ги-перболе и политическом тексте, мы получим представление о функциях и тактиках реали-зации приёма в обращениях политиков к электорату. Следовательно, темой ВКР является употребление гиперболы отечественным и зарубежным политиками.
Актуальность исследования, таким образом, заключается в повышенном интересе к употреблению стилистических приёмов политиками, к возможностям реализации с помо-щью гиперболы основных функций политического текста. Кроме того, изучение приёма гиперболизации на материале текстов В. В. Путина и Д. Д. Трампа представляется инте-ресным и с гражданской точки зрения: частое обращение к гиперболе может свидетельст-вовать как о живом уме автора, о его попытке художественно обогатить и эмоционально насытить реципиента, так и о кажимости текстов. Проблема интенции автора становится определяющей.
Гипербола – это стилистический приём, который знаком буквально каждому чи-тающему человеку с детства. Пронзительный свист Соловья-разбойника, который приги-бал к земле многовековые деревья, могучая физическая сила и выносливость богатырей, бросавших вызов вероломству антагонистов, поражающие воображение двенадцать под-вигов великого Геракла и даже прожорливый Робин Бобин Барабек, проглотивший разом сорок человек, – всё это яркие случаи употребления гиперболы в былинном творчестве и фольклоре. Примеров гиперболы в художественной литературе не счесть: здесь и «Путе-шествия Гулливера» Дж. Свифта, и поэзия В. В. Маяковского, И. А. Бродского, Б. Л. Пас-тернака, и классические произведения, например «Нос» Н. В. Гоголя, и еще множество других. Гипербола – способ автора обратить внимание читателя или слушателя на то, что действительно важно для него, на то, что некоторая индивидуальная норма явления нару-шена.
Современная отечественная лингвистика рассматривает гиперболу не как маркер произведений исключительно художественной литературы или фольклора, но отмечает её проникновение в такие сферы как реклама, маркетинг, политика. Объясняется это тем, что этот приём больше не ограничен в рамках одной функции, эстетической, но может заост-рять внимание на проблематике текста, доказывать позицию автора и убеждать реципиен-та в её верности. Часто гипербола используется для передачи иронического или сатириче-ского оценочного суждения о ситуации.
Кроме того, гипербола активно употребляется нами в разговорной речи: «Тысячу раз тебе повторять приходится!», «Вечно ты опаздываешь», «Ветер сегодня с ног валит!». Узуальная гипербола значительно отличается от художественной и свидетельствует о клишированности речи; зачастую она остаётся незамеченной собеседником.
7
Интенсивное развитие политических технологий, возрастающая роль средств мас-совой информации, все большая театрализация политической деятельности способствуют повышению внимания общества к теории и практике политической коммуникации [10, с. 5]. Как отмечает А. П. Чудинов, «для современной политической лингвистики в полной мере характерны ведущие черты современного языкознания: антропоцентризм (языковая личность становится точкой отсчета при изучении языковых явлений), экспансионизм (включение в область исследования лингвистики ряда смежных проблем), функционализм (изучение языка в действии), экспланаторность (стремление не только описать языковые факты, но и дать им объяснение)» [60, с. 4]. В современном обществе человек не может оставаться безучастным к политике: наша жизнь, настоящая и будущая, определяется на мировой политической арене ежедневно. Демократический строй позволяет нам само-стоятельно избирать правящую партию и Президента: соответственно, понимая их слова лучше и соотнося полученную информацию со своей картиной мира, мы можем опреде-лять своё будущее. Кажимость политических текстов, то есть расхождение между глубин-ным смыслом и языковой формой, всё чаще приобретает конструктивную значимость для политического текста.
Современное российское общество проходит этап становления в сложных, изме-няющихся реалиях. Перераспределение сфер глобального влияния, обострение военных конфликтов на границе и в Сирии, изменения на рынке сырья – всё это требует адекватно-го поведения власти и ясного утверждения позиции страны по ключевым вопросам. За минувшие годы Российская Федерация провела ряд престижных глобальных мероприя-тий, в том числе международный конкурс песни Евровидение и зимнюю олимпиаду в г. Сочи; некоторые проекты находятся на стадии реализации (развитие инфраструктуры и реконструкция спортивных объектов в нескольких городах РФ к чемпионату мира по фут-болу 2018 г., строительство моста через Керченский пролив, строительство газопровода «Южный поток»). В наши дни Россия остается знаковым участником всех крупных поли-тических событий, что обеспечивает постоянный повышенный интерес к нашему полити-ческому лидеру, президенту РФ. «Прямая линия с Владимиром Путиным» 14 апреля 2016 г., как и в предыдущие годы, собрала перед экранами телевизоров многомиллионную ау-диторию: для примера, только из Уральского региона направлено более 18 тысяч вопросов [34]. Показательными здесь являются реакции мировых СМИ на телевыступление, по-скольку они демонстрируют интерес к локальным политическим событиям. Например, Christian Science Monitor назвали В. В. Путина «добрым и мягким президентом, болтаю-щим с народом». По словам журналиста, ежегодный телемарафон был похож на «общест-венное собрание» [30].
8
Одновременно необходимо отметить ситуацию в США: политическое столкнове-ние двух кандидатов в президенты, Хилари Клинтон и Дональда Трампа, держало в на-пряжённом ожидании буквально весь мир. Кардинально разные позиции по ключевым на-правлениям, в том числе и по внешнеполитической стратегии, находили активное выра-жение в политических программах и агитационных лозунгах.
Регулярные выступления перед мировым и локальным сообществами требуют от политика не только детальной проработки каждого вопроса, но и умения организовать текст одновременно связанно, убедительно и в рамках дипломатии. Его обращения к на-ции должны затронуть нужную струну в массовом сознании, полемика с политическими оппонентами – звучать достаточно уверенно, логично и, в конечном счёте, способствовать достижению целей государства. Следовательно, автор политического текста должен сде-лать его ясным и прозрачным для своей аудитории.
Язык становится основным инструментом воздействия и манипулирования. Для этого умелый политик оперирует стилистическими приёмами, в частности гиперболой, которая в силу своего очевидного отклонения от языковой нормы всегда привлекает к се-бе внимание адресата. Гипербола удерживает интерес и поддерживает мотивацию аудито-рии.
Этим объясняется и наш интерес в исследовании гиперболы в речи политиков: вы-делив случаи употребления данного стилистического приёма в материале выпускной ква-лификационной работы (далее – ВКР), мы сможем дать субъективную оценку стилей тек-стов двух наиболее обсуждаемых политиков в наши дни – Владимира Владимировича Пу-тина и Дональда Джона Трампа. Проведя теоретическое исследование литературы о ги-перболе и политическом тексте, мы получим представление о функциях и тактиках реали-зации приёма в обращениях политиков к электорату. Следовательно, темой ВКР является употребление гиперболы отечественным и зарубежным политиками.
Актуальность исследования, таким образом, заключается в повышенном интересе к употреблению стилистических приёмов политиками, к возможностям реализации с помо-щью гиперболы основных функций политического текста. Кроме того, изучение приёма гиперболизации на материале текстов В. В. Путина и Д. Д. Трампа представляется инте-ресным и с гражданской точки зрения: частое обращение к гиперболе может свидетельст-вовать как о живом уме автора, о его попытке художественно обогатить и эмоционально насытить реципиента, так и о кажимости текстов. Проблема интенции автора становится определяющей.