Репрезентация концепта «животные» в текстах английских и русских детских стихотворений

Захарова Татьяна Владимировна

Аннотация


Магистерская диссертация Т. В. Захаровой посвящена рассмотрению концепта «животные» с позиции составляющих его образов-концептов («мышь», «сова», «свинья») в коммуникативном пространстве детских английских традиционных стихотворений (сборник песен Матушки Гусыни) и детских стихотворений русских авторов ХХ в. (А. Л. Барто, С. Я. Маршак, Б. Заходер, С. Черный и К. И. Чуковский).
Тема данной работы имеет актуальность в рамках исследований, посвященных изучению национально-культурных особенностей носителей русского и английского языка. Помимо прочего, данное исследование представляет собой интерес с точки зрения лингвистики, т.к. детские стихотворения отражают языковые средства, типичные для данного языка.
Работа состоит из 4 глав. В первой главе рассматриваются историко-литературные особенности жанра английского детского фольклора и приводятся существующие классификации традиционных английских стихов, авторами которых являются как зарубежные, так и отечественные исследователи жанра. Во второй главе рассматриваются особенности коммуникативного пространства детских стихотворений: основные функции стихотворений, их структурные особенности. Третья глава посвящена рассмотрению понятия «наивная картина мира ребенка»: приводятся существующие в лингвистической науке определения данного понятия, рассматриваются основные компоненты, посредством которых осуществляется ее изучение – концепт, образ и образ-концепт. Четвертая глава представляет собой анализ составляющих детскую картину мира образов-концептов («мышь», «сова», «свинья») посредством рассмотрения их семантического и стилистического наполнения, в свою очередь, составляющих концепт «животные». Актуализация данного концепта происходит в коммуникативном пространстве детских традиционных английских стихотворений и детских стихотворений русских авторов ХХ в.
В качестве приложения к работе разработана картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), рекомендованная к проведению тематических занятий в дошкольных образовательных учреждениях как на русском, так и на английском языках.