Эффективность грамматико-переводного и коммуникативного подходов в развитии активного словарного запаса при говорении (на примере темы “Празднование Рождества в США”

Мущинская Ирина Геннадиевна

Аннотация


Работа посвящена сравнительному изучению грамматико-переводного и коммуникативного подходов к обучению лексике. Материал исследования составили разработанные нами планы занятий по грамматико-переводному и коммуникативному подходам, а также критерии для анализа и полученные данные в результате исследования развития активного словарного запаса.
В главе 1 рассматривается понятие «говорение» с трех сторон: как средство общения, как вид речевой деятельности и как речевой продукт. Описываются основные свойства и признаки каждого взгляда на данное понятие.
В главе 2 раскрываются основные методы обучения иностранному языку. Дается краткая характеристика подходов, выделяются преимущества и недостатки каждого. Дается обоснование выбора грамматико-переводного и коммуникативного подходов для использования в нашем исследовании эффективности усвоения новой лексики в устной речи.
В главе 3 внимание сконцентрировано на особенностях обучения лексике, рассмотрены виды и примеры упражнений для тренировки новых лексических единиц.
В главе 4 изучаются результаты педагогического эксперимента, проведенного для сравнения эффективности грамматико-переводного и коммуникативного подходов в расширении активного словаря студентов. Отмечается, что использование грамматико-переводного метода с привнесением черт коммуникативного подхода дает лучшие результаты, чем использование коммуникативного подхода. Также были отобраны критерии и проведен подробный анализ употребления новых лексических единиц. Кроме того, анализ самооценки студентов и их оценка преподавателем не соответствуют друг другу, что, возможно, говорит о незнании студентами системы самооценки, предлагаемой CEFR.
В приложении приводятся планы занятий по грамматико-переводному и коммуникативному подходам, таблицы с детальным описанием результатов студентов по отобранным нами критериям, лист самооценки студентов, а также раздаточный материал для студентов.