Создание рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникация» для обучающихся по направлению «Лингвистика»
Аннотация
Работа посвящена изучению проблемы недостаточного развития коммуникативной компетенции у обучающихся по направлении «Лингвистика». Слабая сформированность или отсутствие данной компетенции приводит к снижению удовлетворенности от профессии, постепенно разрушает профессиональную мотивацию.
В первой главе определяется сущность, состав и структура коммуникативной компетенции. Вводится понятие эффективной коммуникации и рассматриваются различные подходы к его трактовке. Также анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (уровень магистратуры) и рабочих программ учебного плана 45.04.02 с точки зрения освоения коммуникативной компетенции.
Во второй главе приведены результаты анкетирования обучающихся бакалавриата и магистратуры по направлению «Лингвистика» кафедры лингвистика и профессиональной коммуникации на иностранных языках. Целью опроса являлось выяснение потребности развития коммуникативных навыков у обучающихся, а также определение перечня навыков и умений, которые обучающиеся хотели бы развивать. Помимо этого приведены результаты интервью с работодателями и экспертами, которые занимаются реализацией услуг в видах профессиональной деятельности, к которым готовит выпускающая кафедра.
В третьей главе предлагается разработка рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникация», которая направлена на развитие коммуникативных навыков и умений обучающихся по направлению «Лингвистика». Также представлены результаты апробации нескольких занятий из программы дисциплины.
В результате можно сказать, что коммуникативная компетенция предполагает наличие знаний, навыков и умений, необходимых для порождения собственной модели речевого поведения и понимания чужой относительно разных сфер, целей и ситуаций общения. Для этого необходимо владение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, навыками и умениями по использованию языка в разных видах деятельности. Для развития этих навыков и умений автор предлагает ввести в учебный план дисциплину «Эффективная коммуникация». Она подразумевает практические занятия, на которых следует использовать методы активного обучения для овладения обучающимися коммуникативной компетенции.
В приложении приводится образец анкеты для обучающихся, диаграммы с результатами опроса обучающихся, а также примерная рабочая программа дисциплины «Эффективная коммуникация».
В первой главе определяется сущность, состав и структура коммуникативной компетенции. Вводится понятие эффективной коммуникации и рассматриваются различные подходы к его трактовке. Также анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (уровень магистратуры) и рабочих программ учебного плана 45.04.02 с точки зрения освоения коммуникативной компетенции.
Во второй главе приведены результаты анкетирования обучающихся бакалавриата и магистратуры по направлению «Лингвистика» кафедры лингвистика и профессиональной коммуникации на иностранных языках. Целью опроса являлось выяснение потребности развития коммуникативных навыков у обучающихся, а также определение перечня навыков и умений, которые обучающиеся хотели бы развивать. Помимо этого приведены результаты интервью с работодателями и экспертами, которые занимаются реализацией услуг в видах профессиональной деятельности, к которым готовит выпускающая кафедра.
В третьей главе предлагается разработка рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникация», которая направлена на развитие коммуникативных навыков и умений обучающихся по направлению «Лингвистика». Также представлены результаты апробации нескольких занятий из программы дисциплины.
В результате можно сказать, что коммуникативная компетенция предполагает наличие знаний, навыков и умений, необходимых для порождения собственной модели речевого поведения и понимания чужой относительно разных сфер, целей и ситуаций общения. Для этого необходимо владение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, навыками и умениями по использованию языка в разных видах деятельности. Для развития этих навыков и умений автор предлагает ввести в учебный план дисциплину «Эффективная коммуникация». Она подразумевает практические занятия, на которых следует использовать методы активного обучения для овладения обучающимися коммуникативной компетенции.
В приложении приводится образец анкеты для обучающихся, диаграммы с результатами опроса обучающихся, а также примерная рабочая программа дисциплины «Эффективная коммуникация».