Обучение навыкам межкультурной коммуникации с представителями восточных культур (на примере Китая)

Мокеев Константин Владимирович

Аннотация


В современном мире, благодаря процессам активного роста культурных контактов и взаимодействий между разными народами и странами, все большую актуальность приобретают проблемы взаимопонимания и взаимоуважения. Умение построения межкультурных коммуникаций, основанных на знании культурных ценностей и традиций других народов, становится актуальным навыком. Внедрение в конце XX века в отечественную систему образования преподавания такого предмета, как межкультурная коммуникация, было обоснованным и своевременным шагом. Этот предмет дает возможность изучить и понять, что такое культура, коммуникация, раскрывает особенности межкультурного взаимодействия и важность навыков общения с представителями других культур, как на обыденном, так и на профессиональном уровне. В связи с этим, в большинство образовательных программ высших учебных заведений включен ряд навыков и компетенций, связанных с межкультурной коммуникацией, которыми должны обладать будущие выпускники. Например, «владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов, готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения, формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся» [44].
Данная работа посвящена исследованию вопроса актуальности обучения навыкам межкультурной коммуникации с представителями восточных культур. Для Российской Федерации этот вопрос особенно важен, так как на протяжении многих лет наше государство поддерживает дружественные отношения и сотрудничает со странами Востока. В качестве примера в данной работе рассматриваются добрососедские, дружественные отношения стратегического партнерства с Китаем, показана важность навыков межкультурной коммуникации, основанных на знании языка, культуры, традиций, этических и моральных норм китайского народа, без которых невозможно построение эффективного межкультурного взаимодействия.
Наличие межкультурного компонента в процессе образования делает актуальным поиск новых педагогических и методических решений при обучении навыкам межкультурной коммуникации с представителями других культур. В данной работе рассмотрено применение современной, инновационной методики – метода сase study, при обучении навыкам межкультурной коммуникации.