Формирование и развитие межкультурной компетентности у студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по иностранному языку в вузе.
Аннотация
Актуальность темы исследования. В современных социально-политических и экономических условиях социальная мобильность и миграция, взаимодействие людей различного мировоззрения и этнической принадлежности являются одними из основополагающих аспектов жизни. Различия расового, национального, конфессионального характера в значительной степени оказывают влияние на качество взаимоотношений между представителями различных культур и во многих случаях приводят к непониманию или открытому столкновению, росту культурной нетерпимости. В результате чего огромное значение приобретает формирование и развитие межкультурной компетентности.
Попытки решения проблемы формирования межкультурной компетентности можно увидеть в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных сфер науки (культурология, педагогика, теория межкультурной коммуникации).
Так Садохин А.П. характеризует межкультурную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно коммуницировать с представителями других культур [43]. Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. делают акцент на приемах и средствах ее формирования, вкладывая в данное понятие способность, позволяющую личности реализовать себя в рамках диалога культур [8]. Согласно Диардорфф Д., межкультурная компетентность представляет собой способность человека к эффективному ведению диалога в ситуациях межкультурного общения [61].
Результаты этих исследований в настоящее время отражены в нормативных документах, регламентирующих содержание высшего образования. Особое внимание уделяется развитию специалистов неязыковых направлений подготовки: педагогики, дефектологии, социологии, архитектуры, психологии в области межкультурного взаимодействия. В частности, требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы бакалавриата по данным направлениям подготовки предполагают формирование компетенций в сфере межкультурной коммуникации. Выпускник должен обладать способностью «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке», а также проявлять толерантное отношение к этническим и культурным различиям [25, 26, 27, 28].
Данные требования ориентированы на снижение риска возникновения межкультурных конфликтов, посредством формирования и развития межкультурной компетентности.
Формирование и развитие межкультурной компетентности в вузе может иметь свои особенности в зависимости от преподаваемого предмета. В частности, преподавателям иностранного языка, требуется искать решение множеству типовых и оригинальных задач обучения. Для уверенного прогнозирования искомого результата, необходимо принимать научно обоснованные решения, владеть методологическими подходами к учебному процессу.
Попытки решения проблемы формирования межкультурной компетентности можно увидеть в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных сфер науки (культурология, педагогика, теория межкультурной коммуникации).
Так Садохин А.П. характеризует межкультурную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно коммуницировать с представителями других культур [43]. Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. делают акцент на приемах и средствах ее формирования, вкладывая в данное понятие способность, позволяющую личности реализовать себя в рамках диалога культур [8]. Согласно Диардорфф Д., межкультурная компетентность представляет собой способность человека к эффективному ведению диалога в ситуациях межкультурного общения [61].
Результаты этих исследований в настоящее время отражены в нормативных документах, регламентирующих содержание высшего образования. Особое внимание уделяется развитию специалистов неязыковых направлений подготовки: педагогики, дефектологии, социологии, архитектуры, психологии в области межкультурного взаимодействия. В частности, требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы бакалавриата по данным направлениям подготовки предполагают формирование компетенций в сфере межкультурной коммуникации. Выпускник должен обладать способностью «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке», а также проявлять толерантное отношение к этническим и культурным различиям [25, 26, 27, 28].
Данные требования ориентированы на снижение риска возникновения межкультурных конфликтов, посредством формирования и развития межкультурной компетентности.
Формирование и развитие межкультурной компетентности в вузе может иметь свои особенности в зависимости от преподаваемого предмета. В частности, преподавателям иностранного языка, требуется искать решение множеству типовых и оригинальных задач обучения. Для уверенного прогнозирования искомого результата, необходимо принимать научно обоснованные решения, владеть методологическими подходами к учебному процессу.