Формирование готовности будущих лингвистов к межкультурному самообразованию

Турышева Алина Ивановна

Аннотация


Современная система образования имеет своей отличительной чертой непрерывный характер, что обусловлено необходимостью постоянного обновления творческого потенциала личности, а так же необходимостью обновления знаний в связи с процессами изменения мировых тенденций во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, встает вопрос о необходимости самообразования, предполагающего познание мира, развитие и самосовершенствование собственных возможностей.
Данное положение является актуальным и для подготовки специалистов в области лингвистики. Так, методика обучения иностранным языкам делает акцент на активности учащихся, подчеркивая необходимость самообразования по предмету, формирования у учащихся самостоятельного мышления, умений речевой и учебной деятельности. Для профессиональной деятельности лингвиста сегодня недостаточно просто знать свой предмет, необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Несомненно, что на первом месте в системе самообразования лингвиста стоит практикоязыковое самообразование, как база профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что интенсивное развитие международных отношений становится причиной изменения мотивов изучения языка: речь идет о языке не как самоцели, а как о средстве межкультурного обучения и дальнейшего образования. В связи с этим возникает потребность изучения иностранного языка в неразрывном единстве с особенностями общественной и культурной жизни как своей страны, так и страны изучаемого языка. Тем более результат интеграции нашей страны в мировое образовательное, информационное, экономическое пространство, требует от нас способности и готовности строить конструктивный диалог со всеми субъектами этого пространства.
Анализ литературы свидетельствует о высоком профессиональном интересе ученых к самообразованию, к эффективным способам организации самостоятельной работы студентов с целью развития самообразовательной компетенции, а также к активизации и оптимизации автономной учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем, применительно к межкультурному самообразованию, в настоящее время нет полного комплексного описания содержания подготовки будущих лингвистов.
Система самообразовательной деятельности в любых аспектах языкового образования должна стать непосредственной частью жизни лингвиста. В связи с постоянными изменениями в обществе, культуре и языке, обновление межкультурных знаний должно быть непрерывным. Это является решающим фактором, определяющим важность готовности студентов языковых факультетов к межкультурному самообразованию.
Содержание процесса формирования готовности будущих лингвистов к межкультурному самообразованию направлено на углубление и систематизацию знаний о самообразовательной деятельности в целом, а так же на развитие умений и навыков, специфичных для данного направления.
Актуальность исследования определяется недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы, несмотря на положительный опыт формирования готовности лингвиста к самообразованию, накопленный в отечественной педагогике.
Объектом исследования выступает процесс подготовки студентов языковых факультетов к межкультурному самообразованию.
Предмет исследования составляет готовность будущих лингвистов к межкультурному самообразованию.
Цель нашей работы – теоретическое обоснование и разработка системы упражнений для формирования готовности лингвистов к межкультурному самообразованию, а так же проверка ее эффективности.