Образ антигероя в сказках писателей эпохи немецкого романтизма
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена научным интересом к сказкам немецкого романтизма и к проблеме выделения типов романтических антигероев со стороны литературоведов, исследующих истоки модернизма и постмодернизма, т. е. тех тенденций в литературе, которые определили ее важнейшие современные черты, а пристальное внимание к образам антигероев в немецких романтических сказках вызвано современным антропоцентрическим подходом к изучению языка и литературы, а также актуальностью данной темы не только для лингвистов, но и для современного общества.
Сегодня, когда с каждым днем повышается угроза террористических актов, когда в мире ежедневно совершается огромное количество преступлений, тема антигероев вызывает все больший интерес. Хочется узнать, чем руководствуются так называемые антигерои, что влияет на их поведение, на становление личности. Во всех сферах нашей жизни мы можем наблюдать так называемых антигероев. Ими могут быть люди, совершившие преступления, те, кто постоянно говорит неправду и пользуется тем, что ему верят окружающие.
Не только писатели, но и сценаристы, режиссеры зачастую создают в своих произведениях искусства тип сломленного героя, который вовсе мог и не стать антигероем. Не всегда он становится таковым по своей воле, он может подвергаться влиянию со стороны, либо же не может справиться со своими проблемами и мыслями, поэтому, отчаявшись, совершает неверный шаг, за который в большинстве случаев должен расплатиться либо здоровьем, либо жизнью.
Читателей и зрителей привлекает в антигерое то, что они могут увидеть в нем отражение себя. Иногда люди не показывают окружающим собственные страдания, боль, обиду, ненависть, тоску по лучшей жизни. У антигероя все эти чувства могут быть обострены, а читатель или зритель узнает в нем родную душу и проникается его судьбой, мыслями, пытается оправдать поступки.
На данный момент не существует специальных исследований, посвящённых образу антигероя немецкой романтической сказки. Кроме того, в современном литературоведении отсутствует единая классификация антигероев по периодам немецкого романтизма. Попытки систематизации осложняются наличием большого количества предлагаемых критериев, что и демонстрируется в отдельных работах по указанной проблеме.
Объектом нашего исследования служит образ антигероя в сказках немецких писателей-романтиков.
Предметом исследования являются воплощение и языковая реализация образов антигероев в немецких романтических сказках.
Цель нашей работы – выявление инварианта образа антигероя сказок трех периодов немецкого романтизма.
Материалом для этого исследования послужили литературные сказки, написанные в эпоху немецкого романтизма, такие как «Белокурый Экберт» («Der blonde Eckbert», 1796), «Руненберг» («Der Runenberg», 1802), «Эльфы» («Die Elfen», 1811) Л. Тика, «Удивительная история Петера Шлемиля» («Peter Schlemihls wundersame Geschichte», 1814) А. фон Шамиссо, «Карлик Нос» («Der Zwerg Nase», 1826), В. Гауфа и «Румпельштильцхен» («Rumpelstilzchen», 1857) братьев Гримм.
Сегодня, когда с каждым днем повышается угроза террористических актов, когда в мире ежедневно совершается огромное количество преступлений, тема антигероев вызывает все больший интерес. Хочется узнать, чем руководствуются так называемые антигерои, что влияет на их поведение, на становление личности. Во всех сферах нашей жизни мы можем наблюдать так называемых антигероев. Ими могут быть люди, совершившие преступления, те, кто постоянно говорит неправду и пользуется тем, что ему верят окружающие.
Не только писатели, но и сценаристы, режиссеры зачастую создают в своих произведениях искусства тип сломленного героя, который вовсе мог и не стать антигероем. Не всегда он становится таковым по своей воле, он может подвергаться влиянию со стороны, либо же не может справиться со своими проблемами и мыслями, поэтому, отчаявшись, совершает неверный шаг, за который в большинстве случаев должен расплатиться либо здоровьем, либо жизнью.
Читателей и зрителей привлекает в антигерое то, что они могут увидеть в нем отражение себя. Иногда люди не показывают окружающим собственные страдания, боль, обиду, ненависть, тоску по лучшей жизни. У антигероя все эти чувства могут быть обострены, а читатель или зритель узнает в нем родную душу и проникается его судьбой, мыслями, пытается оправдать поступки.
На данный момент не существует специальных исследований, посвящённых образу антигероя немецкой романтической сказки. Кроме того, в современном литературоведении отсутствует единая классификация антигероев по периодам немецкого романтизма. Попытки систематизации осложняются наличием большого количества предлагаемых критериев, что и демонстрируется в отдельных работах по указанной проблеме.
Объектом нашего исследования служит образ антигероя в сказках немецких писателей-романтиков.
Предметом исследования являются воплощение и языковая реализация образов антигероев в немецких романтических сказках.
Цель нашей работы – выявление инварианта образа антигероя сказок трех периодов немецкого романтизма.
Материалом для этого исследования послужили литературные сказки, написанные в эпоху немецкого романтизма, такие как «Белокурый Экберт» («Der blonde Eckbert», 1796), «Руненберг» («Der Runenberg», 1802), «Эльфы» («Die Elfen», 1811) Л. Тика, «Удивительная история Петера Шлемиля» («Peter Schlemihls wundersame Geschichte», 1814) А. фон Шамиссо, «Карлик Нос» («Der Zwerg Nase», 1826), В. Гауфа и «Румпельштильцхен» («Rumpelstilzchen», 1857) братьев Гримм.