Межкультурная адаптация иностранных студентов российских вузов: коммуникативный аспект
Аннотация
Работа посвящена изучению основных факторов и стратегий межкультурной адаптации иностранных студентов Уральского федерального университета с точки зрения коммуникации на примере обучающихся, прибывших из стран Латинской Америки. Исследование проводилось методом глубинного интервью, в котором приняли участие 8 респондентов.
В первой (теоретической) части работы рассматривается феномен мобильности иностранных студентов с точки зрения процесса интернационализации, проведен анализ теоретических основ изучения межкультурной адаптации иностранных студентов, а также подробно освещены основные моменты, касающиеся факторов и стратегий межкультурной адаптации иностранных студентов, особенно, с точки зрения коммуникативного аспекта.
Во второй (практической) части работы были выявлены основные особенности процесса межкультурной адаптации латиноамериканских студентов УрФУ с точки зрения коммуникации, в частности барьеры межкультурной коммуникации, рассмотренные в качестве факторов межкультурной адаптации, а также стратегии их преодоления иностранными студентами. Для проведения практической части исследования был использован метод глубинного интервью, позволяющий выявить нюансы проблемы, недоступные количественным методам.
Так, по результатам исследования было выявлено, что процесс межкультурной адаптации латиноамериканских студентов имеет свою коммуникативную специфику. В частности, было выявлено, что лингвистические межкультурные барьеры являются наиболее серьезными для латиноамериканских студентов, в то время как барьеры невербальной коммуникации, барьеры стереотипов и предрассудков существенно не влияют на их адаптацию в новой культуре. Также в ходе исследования было выявлено, что латиноамериканские студенты довольно легко адаптируются к новой культуре, придерживаясь стратегии разрешения проблем.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны в создании программ, курсов, пособий, направленных на облегчение адаптации отдельных групп иностранных студентов в зависимости от особенностей их межкультурной адаптации, что может внести ценный вклад в повышение конкурентоспособности российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг и поспособствовать росту экономического потенциала страны.
В первой (теоретической) части работы рассматривается феномен мобильности иностранных студентов с точки зрения процесса интернационализации, проведен анализ теоретических основ изучения межкультурной адаптации иностранных студентов, а также подробно освещены основные моменты, касающиеся факторов и стратегий межкультурной адаптации иностранных студентов, особенно, с точки зрения коммуникативного аспекта.
Во второй (практической) части работы были выявлены основные особенности процесса межкультурной адаптации латиноамериканских студентов УрФУ с точки зрения коммуникации, в частности барьеры межкультурной коммуникации, рассмотренные в качестве факторов межкультурной адаптации, а также стратегии их преодоления иностранными студентами. Для проведения практической части исследования был использован метод глубинного интервью, позволяющий выявить нюансы проблемы, недоступные количественным методам.
Так, по результатам исследования было выявлено, что процесс межкультурной адаптации латиноамериканских студентов имеет свою коммуникативную специфику. В частности, было выявлено, что лингвистические межкультурные барьеры являются наиболее серьезными для латиноамериканских студентов, в то время как барьеры невербальной коммуникации, барьеры стереотипов и предрассудков существенно не влияют на их адаптацию в новой культуре. Также в ходе исследования было выявлено, что латиноамериканские студенты довольно легко адаптируются к новой культуре, придерживаясь стратегии разрешения проблем.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны в создании программ, курсов, пособий, направленных на облегчение адаптации отдельных групп иностранных студентов в зависимости от особенностей их межкультурной адаптации, что может внести ценный вклад в повышение конкурентоспособности российской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг и поспособствовать росту экономического потенциала страны.