Концепт «Работа» в современных американских, французских и российских СМИ

Шульпин Павел Александрович

Аннотация


Данная работа посвящена изучению концепта «работа» в трех лингвокультурах – российской, американской и французской.
На сегодняшний день тема концепта является одной из самых популярных тем в лингвистике. Существует большое количество работ (статей, монографий, диссертаций), посвященных исследованию концептов в различных аспектах на разнообразном языковом материале (С.А. Аскольдов, В.И. Карасик, В. Эванс, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Актуальность нашего исследования связана с тем, что концепт «работа», на наш взгляд, недостаточно изучен, в связи с чем требуется более детальный анализ данного концепта. Однако, надо признать, что исследования на эту тему уже проводились отечественными исследователями. Они применяли методы ассоциативного эксперимента и эксперимента на шкалирование (А.И. Хлопова, 2013; О.И. Хафизова, 2011; Е.В. Калачинская, 2015). Как правило, выбиралась конкретная целевая аудитория, с помощью которой исследовали эти концепты. Концепт «работа» изучался также С.В. Сусловичем на материале русских анекдотов.
В проводимом нами исследовании концепт «работа» изучается на материале статей из российских, американских и французских СМИ за последние два года. Тот факт, что в работе задействованы три лингвокультуры, также определяет ее актуальность, поскольку, как правило, исследования концептов проводятся на материале одной или двух лингвокультур.
Объект исследования – концепт «работа», представленный лингвистическими средствами в русском, английском и французском языках.
Предмет данного исследования – языковая репрезентация и смысловое наполнение концепта «работа» в сопоставительном аспекте в российском, американском и французском медиадискурсах.
Цель работы – выявить и описать универсальные и специфические характеристики языковых средств, реализующих концепт «работа» в речи в сопоставляемых языках, и его смысловое наполнение в российском, американском и французском медиадискурсе.