Концептуальная метафора в интернет-дискурсе
Аннотация
Метафора как языковое явление и как процесс моделирования действительности в рамках когнитивистики давно привлекает внимание лингвистов и ученых других научных областей. При этом количество исследований в области метафоры и ее функционирования в различных типах дискурса продолжает расти, что позволяет говорить о повышенном интересе к особенностям метафорического осмысления действительности человеком. Однако, несмотря на большое количество исследований в области метафоры, включая исследования концептуальной метафоры и ее отличий от языковой метафоры, некоторые проблемы функционирования метафоры до сих пор остаются открытыми. Прежде всего, в современной лингвистике до сих пор не выявлена единая дефиниция понятия «метафора», не проведены грани между понятиями «концептуальная метафора» и «когнитивная метафора», что позволяет считать их синонимичными, не выделены все характерные черты и функции метафоры.
Концептуальная метафора, используемая в интернет-дискурсе, также сегодня широко изучается в лингвистических кругах. Это связано с тем, что интернет-дискурс – это относительно новая область коммуникации, еще не достаточно исследованная по сей день. Следовательно, в настоящее время существует насущная потребность в изучении концептуальной метафоры в области интернет-коммуникации. При этом метафоризации в интернет-коммуникации подвергаются разные концепты, как ключевые и универсальные в разных языковых сообществах, так и культурно маркированные. Одним из универсальных концептов человечества считается концепт «возраст». Однако особенности метафорического осмысления возраста в рамках интернет-коммуникации практически не исследованы на сегодняшний день.
В связи с вышеизложенным, актуальность проводимого исследования обусловлена, во-первых, неоднозначностью понятия «метафора»; во-вторых,
7
большим интересом исследователей к проблеме разграничения языковой и концептуальной метафоры; в-третьих, недостаточной изученностью функционирования концептуальной метафоры в интернет-дискурсе; в-четвертых, отсутствием исследований метафоры предметной области «возраст» в интернет-дискурсе.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема сущности метафоры и концептуальной метафоры разрабатывается в трудах таких ученых, как А.А. Быковой, И.Р. Гальперина, Ю.В. Калугиной, Л.В. Кульчицкой, Дж. Лакоффа, Э. Маккормака, О.А. Рыкова, Г.Н. Скляревской, Т.Г. Скребцовой, В.Н. Телии, А.П. Чудинова и других. Особенности интернет-дискурса, включая метафоризацию концептов в рамках виртуальной коммуникации, исследуются в научных трудах Н.А. Ахреновой, А.Ф. Байчибаева, С.Г. Белоножкина, М.Б. Бергельсона, Е.Н. Галичкиной, Т.М. Гермашевой, Е.И. Горошко, И.Н. Загоруйко, Л.Ю. Иванова, Л.Ф. Компанцевой, Д. Кристала, О.В. Лутовиновой, О.Г. Мельник, К. Ричардсона, Т.В. Юдиной и многих других. Концепт «Возраст» и его специфические особенности исследуются Н.В. Крючковой, В.А. Луковым, Ф.А. Марзуком. Концепт «Возраст» и его отражение в интернет-дискурсе анализируется в статье Ж.В. Фоминой.
Объект исследования – концептуальная метафора в интернет-дискурсе.
Предмет исследования – концептуальная метафора предметной области «Возраст», используемая в интернет-дискурсе.
Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ концептуальной метафоры предметной области «Возраст», используемой в русских и английских социальных сетях.
Концептуальная метафора, используемая в интернет-дискурсе, также сегодня широко изучается в лингвистических кругах. Это связано с тем, что интернет-дискурс – это относительно новая область коммуникации, еще не достаточно исследованная по сей день. Следовательно, в настоящее время существует насущная потребность в изучении концептуальной метафоры в области интернет-коммуникации. При этом метафоризации в интернет-коммуникации подвергаются разные концепты, как ключевые и универсальные в разных языковых сообществах, так и культурно маркированные. Одним из универсальных концептов человечества считается концепт «возраст». Однако особенности метафорического осмысления возраста в рамках интернет-коммуникации практически не исследованы на сегодняшний день.
В связи с вышеизложенным, актуальность проводимого исследования обусловлена, во-первых, неоднозначностью понятия «метафора»; во-вторых,
7
большим интересом исследователей к проблеме разграничения языковой и концептуальной метафоры; в-третьих, недостаточной изученностью функционирования концептуальной метафоры в интернет-дискурсе; в-четвертых, отсутствием исследований метафоры предметной области «возраст» в интернет-дискурсе.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема сущности метафоры и концептуальной метафоры разрабатывается в трудах таких ученых, как А.А. Быковой, И.Р. Гальперина, Ю.В. Калугиной, Л.В. Кульчицкой, Дж. Лакоффа, Э. Маккормака, О.А. Рыкова, Г.Н. Скляревской, Т.Г. Скребцовой, В.Н. Телии, А.П. Чудинова и других. Особенности интернет-дискурса, включая метафоризацию концептов в рамках виртуальной коммуникации, исследуются в научных трудах Н.А. Ахреновой, А.Ф. Байчибаева, С.Г. Белоножкина, М.Б. Бергельсона, Е.Н. Галичкиной, Т.М. Гермашевой, Е.И. Горошко, И.Н. Загоруйко, Л.Ю. Иванова, Л.Ф. Компанцевой, Д. Кристала, О.В. Лутовиновой, О.Г. Мельник, К. Ричардсона, Т.В. Юдиной и многих других. Концепт «Возраст» и его специфические особенности исследуются Н.В. Крючковой, В.А. Луковым, Ф.А. Марзуком. Концепт «Возраст» и его отражение в интернет-дискурсе анализируется в статье Ж.В. Фоминой.
Объект исследования – концептуальная метафора в интернет-дискурсе.
Предмет исследования – концептуальная метафора предметной области «Возраст», используемая в интернет-дискурсе.
Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ концептуальной метафоры предметной области «Возраст», используемой в русских и английских социальных сетях.