Образ России как актора межкультурной деловой коммуникации: прошлое и настоящее, сходства и различия
Аннотация
В условиях глобализации современного мира существенно повысилась значимость межкультурного взаимодействия во всех сферах человеческой деятельности, особенно в деловой. Процесс глобализации был обусловлен развитием торгово-экономических связей между странами, и именно с его развитием выявилась необходимость изучения национально-деловых и культурных особенностей других стран с целью проведения успешных переговоров и как следствие получения прибыли или же отстаивания своей позиции по тем или иным международным вопросам. Именно поэтому знание национально-деловых особенностей той или иной страны так важно для успешного построения и налаживания деловых отношений. Но как показывает практика, одного знания недостаточно. Необходимо на основе этих знаний выработать свою стратегию, которая поможет достичь успеха при взаимодействии с представителями иной деловой культуры, ведь несовпадение стандартов современной российской деловой культуры с общемировыми может нанести ущерб репутации российской национально-деловой культуры.
Данная тема представляется актуальной по ряду причин. Во-первых, Россия позже других европейских стран начала строить современные рыночные отношения, и ее деловая культура все еще находится в стадии становления и развития. Во-вторых, успех в межкультурной коммуникации колоссальным образом влияет на успех России во всех значимых сферах международной деятельности. И в-третьих, знание устоявшихся представлений о национально-деловой культуре России представителей западных культур поможет России как актору межкультурной коммуникации отшлифовать свою стратегию ведения переговоров и, как следствие, улучшить межэкономические, межполитические и межкультурные отношения с другими странами.
6
На сегодняшний день тема деловой культуры изучена как российскими, так и западными учеными не совсем полно, и исследований, учитывающих российскую специфику, немного. Среди наиболее фундаментальных из российских можно выделить работы Р.Я. Вакуленко, А. Винник, А.А. Денисовой, В. Качалина, В.А. Пушных, Ю.В Таратухиной, В.Ю. Шаповалова, Лебедевой и Татарко. Среди западных – исследования Хофстеде, Тромпенаарса, Холла, Р. Льюиса, Хемпден-Тернера, Клакхон, Стодбек, Триандиса и Ричарда П. Гестеланда. Ценность исследований вышеперечисленных ученых заключается в том, что они представляют собой теоретическую основу для изучения деловых культур современного мира, в том числе и российской. В связи с этим актуальной становится задача выявления особенностей и характерных черт деловой культуры России на основе классификации национально-деловых культур вышеперечисленных западных ученых, затем на основе результатов опроса представителей западных деловых культур выявления расхождений между теоретическими данными и данными опросов носителей английского, немецкого и итальянского языков.
Итак, цель настоящей научной работы – выявить образ России из материалов исследований западных ученых и при опросе представителей иных лингвокультур и выявить различия между этими данными.
Данная тема представляется актуальной по ряду причин. Во-первых, Россия позже других европейских стран начала строить современные рыночные отношения, и ее деловая культура все еще находится в стадии становления и развития. Во-вторых, успех в межкультурной коммуникации колоссальным образом влияет на успех России во всех значимых сферах международной деятельности. И в-третьих, знание устоявшихся представлений о национально-деловой культуре России представителей западных культур поможет России как актору межкультурной коммуникации отшлифовать свою стратегию ведения переговоров и, как следствие, улучшить межэкономические, межполитические и межкультурные отношения с другими странами.
6
На сегодняшний день тема деловой культуры изучена как российскими, так и западными учеными не совсем полно, и исследований, учитывающих российскую специфику, немного. Среди наиболее фундаментальных из российских можно выделить работы Р.Я. Вакуленко, А. Винник, А.А. Денисовой, В. Качалина, В.А. Пушных, Ю.В Таратухиной, В.Ю. Шаповалова, Лебедевой и Татарко. Среди западных – исследования Хофстеде, Тромпенаарса, Холла, Р. Льюиса, Хемпден-Тернера, Клакхон, Стодбек, Триандиса и Ричарда П. Гестеланда. Ценность исследований вышеперечисленных ученых заключается в том, что они представляют собой теоретическую основу для изучения деловых культур современного мира, в том числе и российской. В связи с этим актуальной становится задача выявления особенностей и характерных черт деловой культуры России на основе классификации национально-деловых культур вышеперечисленных западных ученых, затем на основе результатов опроса представителей западных деловых культур выявления расхождений между теоретическими данными и данными опросов носителей английского, немецкого и итальянского языков.
Итак, цель настоящей научной работы – выявить образ России из материалов исследований западных ученых и при опросе представителей иных лингвокультур и выявить различия между этими данными.