Формирование умений самостоятельного совершенствования диалогической речи студентов языковых направлений подготовки (на материале английского языка)
Аннотация
Выполненное исследование посвящено формированию умений самостоятельного совершенствования диалогической речи студентов языковых направлений подготовки, их теоретическому описанию, методике их формирования, а также проверке эффективности разработанной подсистемы упражнений, направленной на формирование умений самостоятельного совершенствования диалогической речи студентов, в условиях выборочного эксперимента.
Структура работы подчинена поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.
В первой главе «Теоретико-методологические основы обучения диалогической речи студентов» раскрываются психолого-дидактические и лингвистические особенности иноязычного диалогического речевого общения (далее – ИДРО) и приводится его определение. Рассматриваются важные функции чтения и аудирования, выступающих средствами информационного обеспечения ИДРО. Автор производит анализ нормативных документов и учебных пособий в русле обучения иноязычной диалогической речи студентов-лингвистов, приводит определение, признаки и компоненты познавательной самостоятельности, разграничивает понятия самостоятельной учебной деятельности, самостоятельной работы и автономии.
Во второй главе «Дидактические условия формирования умений самостоятельного совершенствования иноязычного диалогического речевого общения» освещаются главные тенденции моделирования и дается определение дидактической модели диалога. В соответствие с психолого-дидактическими и лингвистическими особенностями ИДРО и видами СУД создаются четыре дидактические модели диалога. Описывается содержательный аспект самостоятельной учебной деятельности студентов при обучении диалогической речи и на основе проведенного анализа предлагается классификация умений самостоятельного совершенствования ИДРО. В магистерской диссертации разрабатывается подсистема упражнений, направленная на формирование умений самостоятельного совершенствования ИДРО студентов языковых направлений подготовки, и приводится результаты ее апробации в выборочном эксперименте.
Обзор выполненных задач и полученных результатов позволяет сделать вывод, что цель исследования достигнута.
Данное исследование не исчерпывает все теоретические, методологические и практические проблемы обучения ИДРО, однако, ставит новые задачи, касающиеся, например, создания пособия по самостоятельному совершенствованию ИДРО студентами языковых направлений подготовки, создания дидактических средств контроля сформированности умений самостоятельного совершенствования ИДРО, подходящих для применения в рамках текущей балльно-рейтинговой аттестации по практическому курсу изучаемого иностранного языка.
Структура работы подчинена поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.
В первой главе «Теоретико-методологические основы обучения диалогической речи студентов» раскрываются психолого-дидактические и лингвистические особенности иноязычного диалогического речевого общения (далее – ИДРО) и приводится его определение. Рассматриваются важные функции чтения и аудирования, выступающих средствами информационного обеспечения ИДРО. Автор производит анализ нормативных документов и учебных пособий в русле обучения иноязычной диалогической речи студентов-лингвистов, приводит определение, признаки и компоненты познавательной самостоятельности, разграничивает понятия самостоятельной учебной деятельности, самостоятельной работы и автономии.
Во второй главе «Дидактические условия формирования умений самостоятельного совершенствования иноязычного диалогического речевого общения» освещаются главные тенденции моделирования и дается определение дидактической модели диалога. В соответствие с психолого-дидактическими и лингвистическими особенностями ИДРО и видами СУД создаются четыре дидактические модели диалога. Описывается содержательный аспект самостоятельной учебной деятельности студентов при обучении диалогической речи и на основе проведенного анализа предлагается классификация умений самостоятельного совершенствования ИДРО. В магистерской диссертации разрабатывается подсистема упражнений, направленная на формирование умений самостоятельного совершенствования ИДРО студентов языковых направлений подготовки, и приводится результаты ее апробации в выборочном эксперименте.
Обзор выполненных задач и полученных результатов позволяет сделать вывод, что цель исследования достигнута.
Данное исследование не исчерпывает все теоретические, методологические и практические проблемы обучения ИДРО, однако, ставит новые задачи, касающиеся, например, создания пособия по самостоятельному совершенствованию ИДРО студентами языковых направлений подготовки, создания дидактических средств контроля сформированности умений самостоятельного совершенствования ИДРО, подходящих для применения в рамках текущей балльно-рейтинговой аттестации по практическому курсу изучаемого иностранного языка.