Пути преодоления коммуникативных барьеров студентами языковых факультетов
Аннотация
Наличие коммуникативных барьеров в общении любой сферы и любого уровня представляет серьезную проблему для получения / передачи информации и установления контактов. Особое значение приобретает вопрос о преодолении коммуникативных барьеров студентами языковых факультетов, т.к. будущий специалист в области коммуникации должен обладать всеми её компетенциями. Целью исследования являлся анализ и выявление путей преодоления коммуникативных барьеров студентами языковых факультетов, а также разработка практического методического материала.
Теоретическая часть работы посвящена рассмотрению коммуникативных барьеров, источников их возникновения, в ней же характеризуются коммуникативные барьеры, возникающие у студентов языковых факультетов, предлагаются стратегии их преодоления.
Практическая часть содержит в себе описание результатов опытно-экспериментального исследования, в котором после проведения анкетирования, педагогического наблюдения было выявлено наличие коммуникативных барьеров в процессе иноязычного общения.
Студентам, участвующим в исследовании, была предложена разработанная система средств по преодолению коммуникативных барьеров. Данная система включает задания, упражнения и психотехники для преодоления разных видов коммуникативных барьеров: фонетических, семантических, социально-культурных барьеров и барьеров говорения.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах по направлению «Зарубежная лингвистика», таких как «теория коммуникации», «практика речи на иностранном языке», «культура речевого общения», «деловой иностранный язык». Кроме того, полученные данные можно применять и в процессе обучения иностранному языку на всех ступенях обучения: школьного, среднего специального, высшего, послевузовского. Также разработанная система будет полезна всем изучающим иностранные языки.
Теоретическая часть работы посвящена рассмотрению коммуникативных барьеров, источников их возникновения, в ней же характеризуются коммуникативные барьеры, возникающие у студентов языковых факультетов, предлагаются стратегии их преодоления.
Практическая часть содержит в себе описание результатов опытно-экспериментального исследования, в котором после проведения анкетирования, педагогического наблюдения было выявлено наличие коммуникативных барьеров в процессе иноязычного общения.
Студентам, участвующим в исследовании, была предложена разработанная система средств по преодолению коммуникативных барьеров. Данная система включает задания, упражнения и психотехники для преодоления разных видов коммуникативных барьеров: фонетических, семантических, социально-культурных барьеров и барьеров говорения.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах по направлению «Зарубежная лингвистика», таких как «теория коммуникации», «практика речи на иностранном языке», «культура речевого общения», «деловой иностранный язык». Кроме того, полученные данные можно применять и в процессе обучения иностранному языку на всех ступенях обучения: школьного, среднего специального, высшего, послевузовского. Также разработанная система будет полезна всем изучающим иностранные языки.