Конструирование образа цыган в кинематографе XX века (на примере советского и латиноамериканского кино)
Аннотация
Работа посвящена сравнительному изучению цыган через призму кинематографа ХХ века и направлена на выявление стереотипов цыганской культуры, укоренившихся в сознании людей (по результатам проведенного опроса). Материал исследования составили два советских художественных фильма о цыганах и цыганской культуре («Табор уходит в небо», «Цыган») и один латиноамериканский («Есения»).
В первой части работы рассматриваются общие вопросы подхода к изучению стереотипов в культуре: вводятся понятия дискурса и этностереотипов, анализируются языковые маркеры этностереотипов в дискурсе, описывается национальный дискурс, отдельно вводится и рассматривается понятие цыганского дискурса. Особое внимание уделяется цыганской культуре и классификациям цыган по историческим, лингвистическим и профессиональным признакам, выполненные ведущими цыгановедами России и мира.
Во второй части работы проводится анализ трех фильмов о цыганской культуре, где детально рассматривается влияние существующих стереотипов на формирование образа цыгана в кинематографе ХХ века. Выявляется специфика появления данных стереотипов путем анкетирования. Путем построения гипотез, основанных на научном аппарате, выявляется аутентичность цыганской культуры в каждом фильме. Через сопоставительный анализ с достоверными источниками, сравниваются и делаются выводы по цыганским костюмам, языку и быту. Большое внимание уделяется выявлению ошибок в представлении цыган и их культуры. К таковым относятся: собирательные образы костюмов этнических цыганских групп, не отображающих реальную картину, ошибочное употребление титулов, ложное представление обрядов, романтизация образа кочевника. В работе предложена подробная классификация этногрупп цыган: кэрдэлар, сэрвов, влахов по различным параметрам. По каждому параметру делаются сравнения, приводятся примеры из работ цыгановедов, даются выводы.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения цыган в лингвокультурологическом контексте, а также для разработки механизма выявления этнических стереотипов в кинематографе.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы подхода к изучению стереотипов в культуре: вводятся понятия дискурса и этностереотипов, анализируются языковые маркеры этностереотипов в дискурсе, описывается национальный дискурс, отдельно вводится и рассматривается понятие цыганского дискурса. Особое внимание уделяется цыганской культуре и классификациям цыган по историческим, лингвистическим и профессиональным признакам, выполненные ведущими цыгановедами России и мира.
Во второй части работы проводится анализ трех фильмов о цыганской культуре, где детально рассматривается влияние существующих стереотипов на формирование образа цыгана в кинематографе ХХ века. Выявляется специфика появления данных стереотипов путем анкетирования. Путем построения гипотез, основанных на научном аппарате, выявляется аутентичность цыганской культуры в каждом фильме. Через сопоставительный анализ с достоверными источниками, сравниваются и делаются выводы по цыганским костюмам, языку и быту. Большое внимание уделяется выявлению ошибок в представлении цыган и их культуры. К таковым относятся: собирательные образы костюмов этнических цыганских групп, не отображающих реальную картину, ошибочное употребление титулов, ложное представление обрядов, романтизация образа кочевника. В работе предложена подробная классификация этногрупп цыган: кэрдэлар, сэрвов, влахов по различным параметрам. По каждому параметру делаются сравнения, приводятся примеры из работ цыгановедов, даются выводы.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения цыган в лингвокультурологическом контексте, а также для разработки механизма выявления этнических стереотипов в кинематографе.