РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
Аннотация
В настоящее время в связи с модернизацией отечественной системы образования, переходом от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу актуальной задачей является изучение таких характеристик преподавателя вуза, которые лежат в основе его способности быть субъектом своего труда. Одной из таких характеристик, несомненно, является профессиональная активность, которая выступает как предиктор профессионального и личностного развития. Исходя из этого, на сегодняшний день очевидна необходимость изучения структуры и динамики профессиональной активности у преподавателей вузов, что и стало целью нашего исследования.
В исследовании приняли участие преподаватели УрФУ (34) и РГППУ (7) в общем количестве 41 человек (из них 11 мужчин и 31 женщина). Возрастной диапазон: от 25 до 80 лет. В рамках исследования был использован широкий спектр методов: аппаратурные методики (простая зрительно-моторная реакция и пр.) и опросники (тест мотивации к успеху Т. Элерса, тест темперамента Б.Н. Смирнова и пр.)
Результатом исследования стала модель профессиональной активности, описывающая структуру профессиональной активности, исходя из ее направленности. Используя методы факторного и регрессионного анализа, мы выявили, что профессиональная активность может быть рассмотрена в контексте 2 измерений: направленность на себя или на окружающий мир, на гомеостаз или гетеростаз и включает в себя следующие подструктуры: направленность на окружающий мир, направленность на себя, направленность на стабильность, направленность на функционал. Также нами было показано, что динамика профессиональной активности, а также отдельных ее подструктур не зависит от возраста и стадии профессионального развития.
На основе модели профессиональной активности нами был предложен комплекс мероприятий, способствующих развитию конструктивных типов направленности профессиональной активности: развивающие технологии, разработка индивидуальных стратегий профессионального развития и пр.
В исследовании приняли участие преподаватели УрФУ (34) и РГППУ (7) в общем количестве 41 человек (из них 11 мужчин и 31 женщина). Возрастной диапазон: от 25 до 80 лет. В рамках исследования был использован широкий спектр методов: аппаратурные методики (простая зрительно-моторная реакция и пр.) и опросники (тест мотивации к успеху Т. Элерса, тест темперамента Б.Н. Смирнова и пр.)
Результатом исследования стала модель профессиональной активности, описывающая структуру профессиональной активности, исходя из ее направленности. Используя методы факторного и регрессионного анализа, мы выявили, что профессиональная активность может быть рассмотрена в контексте 2 измерений: направленность на себя или на окружающий мир, на гомеостаз или гетеростаз и включает в себя следующие подструктуры: направленность на окружающий мир, направленность на себя, направленность на стабильность, направленность на функционал. Также нами было показано, что динамика профессиональной активности, а также отдельных ее подструктур не зависит от возраста и стадии профессионального развития.
На основе модели профессиональной активности нами был предложен комплекс мероприятий, способствующих развитию конструктивных типов направленности профессиональной активности: развивающие технологии, разработка индивидуальных стратегий профессионального развития и пр.