Психологические предикторы профессионального развития личности (на примере медицинских работников)
Аннотация
Научно-квалификационная работа «Психологические предикторы профессионального развития личности (на примере медицинских работников)» ориентирована на выявление совокупности индивидуально-психологических свойств личности медицинских работников, рассматриваемых в качестве предикторов конструктивного профессионального развития личности и определению характера связи между данными предикторами. Проанализированы и систематизированы существующие в научной литературе подходы к профессиональному развитию личности, описаны критерии конструктивного профессионального развития личности. Конкретизировано научное представление о содержании понятия «конструктивное профессиональное развитие личности». В результате проведенного эмпирического исследования определены предикторы профессионального развития личности медицинских работников, в числе которых: субъектная активность, рефлексивность, фрустрационная толерантность, субъективное благополучие, нравственность, осознанность. Описан характер связи между выделенными предикторами. Спроектирована и научно обоснована структурнофункциональная модель конструктивного профессионального развития личности. Раскрыто содержание конструкта осознанность, как системы со встроенным метасистемным уровнем, представленного в качестве метапредиктора конструктивного профессионального развития личности. Сделаны выводы о том, что конструктивный вектор направленности профессиональному развитию придает сбалансированная совокупность индивидуально-психологических свойств личности, которую обеспечивает осознанность. Осознанность, являясь системой со встроенным метасистемным уровнем, выступает в качестве метапредиктора конструктивного профессионального развития личности и обеспечивает движение в дихотомии конструктивность – деструктивность. Конструктивность профессионального развития личности проявляется в осознании субъектом собственных характеристик личности, признании их ценности, а также целенаправленном использовании в различных видах внутрипсихической и внешней деятельности. Результатом конструктивного профессионального развития личности является новообразования, которые обеспечивают рост профессиональной компетентности человека, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности и успешности профессиональной карьеры субъекта труда, росту его удовлетворенности и самореализованности, препятствуют появлению психологического выгорания и негативного отношения к труду. Показано, что конструкт «осознанность» может быть рассмотрен в качестве новой современной перспективы для понимания мира профессиональной деятельности.