«Методика дизайн-проектирования презентационных продуктов для малых городов УрФО»
Аннотация
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена высокой востребованностью популяризации малых городов Российской Федерации с целью привлечения инвесторов, бизнес-туристов, высококвалифицированных кадров, а также формирования к городам лояльности у жителей и гостей этих городов.
За последние несколько лет возросла потребность в деятельности по усилению инвестиционной и туристической привлекательности не только мегаполисов, но и малых городов и муниципальных образований, в том числе имеющих промышленное прошлое, как за рубежом, так и в России. Малые города Российской Федерации, равно как и крупные, конкурируют за человеческие и экономические ресурсы. Визуальное и функциональное сходство малых городов и населенных пунктов предполагает использование системного подхода в проектировании их визуальных образов для формирования идентичности и привлекательности. Одним из способов привлечения внимания к малому городу является его позиционирование, фиксирование положительного имиджа через эмоциональные предпочтения жителей города.
Развитие информационных технологий способствовало наступлению эпохи глобальной компьютеризации в дизайне, вследствие чего современный мир становится более интерактивным, формы коммуникационных технологий несут визуально-образный характер, повышается внимание к изображению, из чего следует развитие запоминания и узнаваемости графических образов. Приятная глазу среда, организованная средствами графического дизайна, наряду с информационноемкими образами не только привлекают внимание, но и призывают к ним вернуться.
Для достижения результата необходимы как грамотное использование средств дизайна (законы формообразования, законы композиции, психология восприятия формы и цвета, знание символов данной культуры), так и понимание законов развития города (культурно-исторические аспекты появления городов, специфика градообразования на конкретной территории, особенности организации городского пространства, роль архитектуры в формировании образа города).
Дизайн – это не только формообразование, язык и способ создать выразительность, но также эвокативное средство «общения» продукта с его пользователем. Важно отметить коммуникативное назначение дизайна используемого объекта – привлечение внимания целевой аудитории, передача информации о тех или иных характеристиках продукта, создание и закрепление позитивного эмоционального отношения к продукту. Графический дизайн является наиболее видимой областью в сфере дизайна, человек повсюду сталкивается с ним каждый день. Продуктами графического дизайна являются web-сайты, реклама, полиграфическая продукция, печатные средства массовой информации – иными словами, то, что визуализирует информацию, переводит с вербального языка в визуальный, тем самым делая ее доступной для восприятия пользователем.
Использование графического дизайна в процессе популяризации города обусловлено экономической целесообразностью: создание визуального имиджа или логотипа способствует узнаваемости городов и формированию запоминающегося городского образа, что позволяет быстрее наладить коммуникации на различных уровнях. Так как дизайн-проектирование является процессом, совокупностью взаимосвязанных действий или этапов, способствовать ускорению достижения цели в проектировании дизайнеру поможет применение методики дизайн-проектирования презентационных продуктов для малых городов Уральского федерального округа.
Новизна методики дизайн-проектирования обусловлена применением системного подхода к проектированию дизайн-продукции малых городов целого региона. Главные критерии разрабатываемой методики – это системность графического сопровождения презентационных продуктов, следствиями которой являются узнаваемость и эстетика (гармония цветовых сочетаний, форм) этих образов, а также экономичность проектирования. Поскольку системность, среди прочих, характеризует принцип модульности, где объекты графического дизайна имеют возможность взаимозаменяться, комбинирование без нарушения системности образов дает дизайнеру возможность не разрабатывать несколько раз одно и то же, что и определяет экономичность данного подхода к проектированию.
Сегодня все больше городов России имеют собственные логотипы или индивидуальные товарные знаки, которые отражают уникальные ценности территории. Они представляют собой коммуникативный инструмент, часто используемый в туризме разных видов, бизнесе, сувенирной продукции, и выражают наиболее значимую для той или иной целевой аудитории информацию о месте визуальными средствами.
Сложность поиска образа промышленной территории связана также с тем, что без понимания сути данного «места», его глубинных смыслов, дизайнеры, особенно пришедшие с другой территории, могут принимать достаточно произвольные решения, которые не только не выполняют своих коммуникативных задач, но и определяются как неуместные в имеющемся социокультурном пространстве.
За последние несколько лет возросла потребность в деятельности по усилению инвестиционной и туристической привлекательности не только мегаполисов, но и малых городов и муниципальных образований, в том числе имеющих промышленное прошлое, как за рубежом, так и в России. Малые города Российской Федерации, равно как и крупные, конкурируют за человеческие и экономические ресурсы. Визуальное и функциональное сходство малых городов и населенных пунктов предполагает использование системного подхода в проектировании их визуальных образов для формирования идентичности и привлекательности. Одним из способов привлечения внимания к малому городу является его позиционирование, фиксирование положительного имиджа через эмоциональные предпочтения жителей города.
Развитие информационных технологий способствовало наступлению эпохи глобальной компьютеризации в дизайне, вследствие чего современный мир становится более интерактивным, формы коммуникационных технологий несут визуально-образный характер, повышается внимание к изображению, из чего следует развитие запоминания и узнаваемости графических образов. Приятная глазу среда, организованная средствами графического дизайна, наряду с информационноемкими образами не только привлекают внимание, но и призывают к ним вернуться.
Для достижения результата необходимы как грамотное использование средств дизайна (законы формообразования, законы композиции, психология восприятия формы и цвета, знание символов данной культуры), так и понимание законов развития города (культурно-исторические аспекты появления городов, специфика градообразования на конкретной территории, особенности организации городского пространства, роль архитектуры в формировании образа города).
Дизайн – это не только формообразование, язык и способ создать выразительность, но также эвокативное средство «общения» продукта с его пользователем. Важно отметить коммуникативное назначение дизайна используемого объекта – привлечение внимания целевой аудитории, передача информации о тех или иных характеристиках продукта, создание и закрепление позитивного эмоционального отношения к продукту. Графический дизайн является наиболее видимой областью в сфере дизайна, человек повсюду сталкивается с ним каждый день. Продуктами графического дизайна являются web-сайты, реклама, полиграфическая продукция, печатные средства массовой информации – иными словами, то, что визуализирует информацию, переводит с вербального языка в визуальный, тем самым делая ее доступной для восприятия пользователем.
Использование графического дизайна в процессе популяризации города обусловлено экономической целесообразностью: создание визуального имиджа или логотипа способствует узнаваемости городов и формированию запоминающегося городского образа, что позволяет быстрее наладить коммуникации на различных уровнях. Так как дизайн-проектирование является процессом, совокупностью взаимосвязанных действий или этапов, способствовать ускорению достижения цели в проектировании дизайнеру поможет применение методики дизайн-проектирования презентационных продуктов для малых городов Уральского федерального округа.
Новизна методики дизайн-проектирования обусловлена применением системного подхода к проектированию дизайн-продукции малых городов целого региона. Главные критерии разрабатываемой методики – это системность графического сопровождения презентационных продуктов, следствиями которой являются узнаваемость и эстетика (гармония цветовых сочетаний, форм) этих образов, а также экономичность проектирования. Поскольку системность, среди прочих, характеризует принцип модульности, где объекты графического дизайна имеют возможность взаимозаменяться, комбинирование без нарушения системности образов дает дизайнеру возможность не разрабатывать несколько раз одно и то же, что и определяет экономичность данного подхода к проектированию.
Сегодня все больше городов России имеют собственные логотипы или индивидуальные товарные знаки, которые отражают уникальные ценности территории. Они представляют собой коммуникативный инструмент, часто используемый в туризме разных видов, бизнесе, сувенирной продукции, и выражают наиболее значимую для той или иной целевой аудитории информацию о месте визуальными средствами.
Сложность поиска образа промышленной территории связана также с тем, что без понимания сути данного «места», его глубинных смыслов, дизайнеры, особенно пришедшие с другой территории, могут принимать достаточно произвольные решения, которые не только не выполняют своих коммуникативных задач, но и определяются как неуместные в имеющемся социокультурном пространстве.