Исторический рекламный текст как источник историко-культурной информации и ресурс социально-культурного проектирования

Говорухина Анна Александровна

Аннотация


Сегодня представители самых разных гуманитарных наук (лингвистика, семиотика, история, психология и т. д.) часто обращаются к рекламе как к объекту исследования. Следует отметить, что обычно рассматривается актуальный рекламный контент, отражающий многообразные аспекты повседневной жизни. Обращения к рекламе конца XIX – начала XX вв. как к объекту исследования встречаются, но редко и не носят комплексного характера. Нам представляется, что потенциал данных рекламных текстов не изучен в полной мере и заслуживает большего внимания. В своей работе мы попытались дать определение исторического рекламного текста, которое наиболее полно отражает его особенности, а также описывает культурологический аспект понятия. К основным характеристикам ИРТ мы отнесли: 1) утрату основной функции рекламы – привлечение внимания потенциального покупателя; 2) сохранение коммуникативного функционала рекламы; 3) символичность; 4) мифологичность; 5) отражение повседневного контекста актуальной эпохи.
В предложенной работе мы рассматриваем рекламные объявления, размещенные в региональной (екатеринбургской и уральской) дореволюционной прессе как источник историко-культурной информации, а также как основу для социально-культурного проектирования.