Монументальные росписи Свято-Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге: 2003–2011 гг.

Ваньчугова Наталья Николаевна

Аннотация


В диссертации рассматривается современная храмовая роспись Свято-Троицкого кафедрального собора (Екатеринбург), памятника архитектуры классицизма I чет. XIX в. Роспись интерьеров была выполнена в технике фрески по сырой штукатурке в 2011 году. Изучается опыт современной реконструкции средневековой техники стенописи, что в эпоху постиндустриализации с ее массовым подходом к производству не только предметов повседневного быта, но и объектов церковной сферы, является актуальным.
Объект проводимого диссертационного исследования: современное отечественное церковное искусство конца XX начала XXI века. Предмет диссертационного исследования монографического характера: монументальный цикл фресковых росписей Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, созданный в период с 2002 по 2011 гг.
Предмет исследования не является изученным, введенным в научный оборот и в контекст значимых культурно-исторических объектов Урала.
Цель исследования: описание художественных и технологических особенностей монументальной росписи Свято-Троицкого собора.
Задачи исследования: выдвижение гипотезы авторства первого проекта храма; представление этапов реконструкции здания в ХХ в.; описание иконографической программы; стилистический анализ росписи; выявление синтеза архитектуры и монументальной живописи; описание технологического цикла affresсo; описание состояния сохранности; фотофиксация памятника.
Основные выводы и результаты исследования: Свято-Троицкий храм кафедральный собор Екатеринбурга – уникальный исторический памятник архитектуры горнозаводского Урала, хранящий в себе значительный пласт историко-культурной традиции города. Особо отмечена роль автора эскизов росписи и руководителя артели – О. Г. Вострецова.