Автопортреты Клод Каон 1910–1930-х годов: к вопросу экспертизы сюрреалистической фотографии

Яковлева Ульяна Сергеевна

Аннотация


Магистерская диссертация «Автопортреты Клод Каон 1910–1930-х годов: к вопросу экспертизы сюрреалистической фотографии» посвящена изучению неизвестных аспектов создания и прочтения фотографических автопортретов Клод Каон, относящихся к 1910–1930-м годам. В исследовании уделяется внимание современным концепциям, которые были разработаны на Западе, начиная с 1980-х годов, когда фигура Клод Каон начала обретать известность в академических кругах, благодаря первым публикациям французского историка Франсуа Леперье (François Leperlier, 1949 г.р.). К сожалению, работы западных исследователей не переведены на русский язык, поэтому была проведена масштабная работа по поиску и переводу иностранных источников, многие из которых были обнаружены во время работы в Британской библиотеке (март, 2017). На основании анализа работ была выявлена линия, по которой развивалась исследовательская мысль, менялись подходы к изучению творчества Клод Каон, интерпретации ее работ. Работа с источниками помогла выявить малоизученные аспекты творчества, наметить перспективы исследования в российском искусствознании. На примере описания и анализа автопортретных снимков художницы, созданных в период 1910–1930-х годов, ее ранние работы были отнесены к числу символистских, более поздние – к числу сюрреалистических. Стилистическая атрибуция проведена последовательно благодаря выявлению и классификации эстетических признаков символизма и сюррелизма. Рассмотренные принципы авангардного театра и условия участия художницы в трех постановках драматурга Пьера Альбера-Биро (Pierre Albert-Birot, 1876–1967) в театре «Сцена» позволили отыскать истоки театральной эстетики, к которой Каон активно обращается. Особое внимание уделяется вопросу авторства автопортретов художницы, их технической стороне.