Особенности экспонирования предметов первобытного искусства и искусства традиционных обществ
Аннотация
Развитие гуманитарных наук и появление междисциплинарных исследований на сегодняшний день позволило по-новому осознать мировое культурное наследие. Предметы, созданные в доисторическую эпоху, а также традиционными обществами Азии, Океании, Африки и коренного населения Америки, относительно недавно – в начале XX в. стали попадать в область не только археологов и этнографов, но и искусствоведов. В рамках данной работы была предпринята попытка по-новому взглянуть на археологические и этнографические материалы, с целью более полно выявить познавательный и художественный потенциал данных объектов.
В первую очередь, раскрывается сама специфика феномена искусства в первобытных и традиционных обществах, в том числе поднимаются вопросы происхождения искусства, терминологии данной сферы, а также контекста и целей искусства первобытных и традиционных обществ. Вторая глава поднимает актуальные вопросы музейного экспонирования. В ней рассматривается вопрос о переходе этнографического или археологического артефакта в статус предмета искусства, существующего в сложной системе контекстуальных связей. Третья глава посвящена описанию и анализу экспозиции Музея на набережной Бранли / Museé de quai Branly (Париж, Франция). Данный музей является примером того, что попытка примирить противоречия между искусствоведческим и этнолого-антпропологическим подходами является возможной в рамках именно музейной экспозиции, а его концепция со своими сильными и слабыми сторонами способна послужить основой для разработки постоянных и временных экспозиций других музеев подобного профиля.
В первую очередь, раскрывается сама специфика феномена искусства в первобытных и традиционных обществах, в том числе поднимаются вопросы происхождения искусства, терминологии данной сферы, а также контекста и целей искусства первобытных и традиционных обществ. Вторая глава поднимает актуальные вопросы музейного экспонирования. В ней рассматривается вопрос о переходе этнографического или археологического артефакта в статус предмета искусства, существующего в сложной системе контекстуальных связей. Третья глава посвящена описанию и анализу экспозиции Музея на набережной Бранли / Museé de quai Branly (Париж, Франция). Данный музей является примером того, что попытка примирить противоречия между искусствоведческим и этнолого-антпропологическим подходами является возможной в рамках именно музейной экспозиции, а его концепция со своими сильными и слабыми сторонами способна послужить основой для разработки постоянных и временных экспозиций других музеев подобного профиля.