Особенности функциональных показателей сердца биатлонистов 15-17 лет в годичном цикле тренировок
Аннотация
Современный спорт предъявляет высокие требования к результатам, достижение которых возможно при условии многолетних регулярных тренировок с большими физическими нагрузками. Перед спортсменом 15-17 лет ставятся серьезные задачи, которые требуют значительных усилий со стороны всего организма, а, следовательно, оказывают сильное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. В особенности, это выражено в видах спорта, развивающих выносливость, к которым относится и биатлон.
В соответствии с Типовой программой спортивной подготовки по биатлону, разработанной в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки и утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 686, биатлон – это вид зимнего спорта, лыжные гонки на различные дистанции со стрельбой по мишеням из мелкокалиберной винтовки (из положения лежа и стоя) на специальных огневых рубежах [30].
Данный вид спорта культивируется более чем в 60 странах мира. Является Олимпийским видом спорта. На современном этапе развития биатлона, распространение получили также такие виды, как летний биатлон и арчери-биатлон.
Биатлон как вид спорта отличается сочетанием различных, с физиологической точки зрения, нагрузок на организм: непосредственно бега на лыжах и стрельбы. Это предъявляет специфические требования к подготовке спортсменов, к его тактическим и техническим навыкам.
Проблемами адаптации функций сердечно-сосудистой системы юных спортсменов к мышечным нагрузкам рассматривалась такими исследователями, как: С. В. Хрущев, М. А. Агроновский, В. Л. Карпман, Б. Г. Любина, Р. А. Абзалов, И. А. Аршавсий, А. Г. Дембо, В. Л. Кариман, Ф. Г. Ситдиков, Р. А. Абзалов, Р. Р. Нигматуллина, Р. И. Гильмутдинова, И. Х. Вахитов, А. И. Зиятдинова, Н. В. Васенков, О. И. Павлова и др. [1, 2, 3, 5, 6, 19, 20 и др.].
Цель исследования: изучить особенности функциональных показателей сердца биатлонистов в возрасте 15-17 лет в годичном тренировочном цикле.
Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:
1. Анализ научной литературы, посвященной вопросам возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы юных спортсменов, влиянием физических тренировок на функциональные показатели.
2. Изучение специфики годичного цикла тренировок спортсменов-биатлонистов, используя нормативную документацию и научную литературу.
3. Изучение методов тестирования функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у биатлонистов 15-17 лет.
4. Рассмотрение и сравнительный анализ особенностей функциональных показателей спортсменов 15-17 лет на основе данных диссертационного исследования Л. Т. Фахрисламовой.
Объектом исследования является годичный цикл спортивной тренировки биатлонистов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования: особенности функциональных показателей биатлонистов 15-17 лет в годичном цикле спортивной тренировки.
Исходя из актуальности, цели, задач, объекта и предмета исследования, была сформирована гипотеза: предполагалось, что анализ особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у биатлонистов в возрасте 15-17 лет, а также изучение методов врачебно-педагогического контроля, позволит выявить различия между показателями гендерных групп и отличия сердечной деятельности спортсменов данного возраста от других, что будет, в дальнейшем, способствовать более эффективной тренерской деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научной литературы, нормативных документов. Данные эмпирического исследования были взяты из диссертационной работы Л. Т. Фахрисламовой. Автор исследовала биатлонистов 15-17-летнего возраста спортивной школы №7 олимпийского резерва по лыжным гонкам г. Казани. Все исследуемые систематически занимались спортом в течение 5-6 лет и достигли спортивной квалификации I разряда и кандидата в мастера спорта. В Экспериментальную группу диссертационного исследования вошли 12 юношей и 16 девушек. Для определения сердечного выброса в диссертационном исследовании использовался метод тетраполярной реографии по Кубичеку. Для определения реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу использовался Гарвардский степ-тест.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что благодаря проведенному анализу есть возможность скорректировать учебно-тренировочный процесс с целью его оптимизации.
В соответствии с Типовой программой спортивной подготовки по биатлону, разработанной в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки и утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 686, биатлон – это вид зимнего спорта, лыжные гонки на различные дистанции со стрельбой по мишеням из мелкокалиберной винтовки (из положения лежа и стоя) на специальных огневых рубежах [30].
Данный вид спорта культивируется более чем в 60 странах мира. Является Олимпийским видом спорта. На современном этапе развития биатлона, распространение получили также такие виды, как летний биатлон и арчери-биатлон.
Биатлон как вид спорта отличается сочетанием различных, с физиологической точки зрения, нагрузок на организм: непосредственно бега на лыжах и стрельбы. Это предъявляет специфические требования к подготовке спортсменов, к его тактическим и техническим навыкам.
Проблемами адаптации функций сердечно-сосудистой системы юных спортсменов к мышечным нагрузкам рассматривалась такими исследователями, как: С. В. Хрущев, М. А. Агроновский, В. Л. Карпман, Б. Г. Любина, Р. А. Абзалов, И. А. Аршавсий, А. Г. Дембо, В. Л. Кариман, Ф. Г. Ситдиков, Р. А. Абзалов, Р. Р. Нигматуллина, Р. И. Гильмутдинова, И. Х. Вахитов, А. И. Зиятдинова, Н. В. Васенков, О. И. Павлова и др. [1, 2, 3, 5, 6, 19, 20 и др.].
Цель исследования: изучить особенности функциональных показателей сердца биатлонистов в возрасте 15-17 лет в годичном тренировочном цикле.
Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:
1. Анализ научной литературы, посвященной вопросам возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы юных спортсменов, влиянием физических тренировок на функциональные показатели.
2. Изучение специфики годичного цикла тренировок спортсменов-биатлонистов, используя нормативную документацию и научную литературу.
3. Изучение методов тестирования функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у биатлонистов 15-17 лет.
4. Рассмотрение и сравнительный анализ особенностей функциональных показателей спортсменов 15-17 лет на основе данных диссертационного исследования Л. Т. Фахрисламовой.
Объектом исследования является годичный цикл спортивной тренировки биатлонистов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования: особенности функциональных показателей биатлонистов 15-17 лет в годичном цикле спортивной тренировки.
Исходя из актуальности, цели, задач, объекта и предмета исследования, была сформирована гипотеза: предполагалось, что анализ особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у биатлонистов в возрасте 15-17 лет, а также изучение методов врачебно-педагогического контроля, позволит выявить различия между показателями гендерных групп и отличия сердечной деятельности спортсменов данного возраста от других, что будет, в дальнейшем, способствовать более эффективной тренерской деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научной литературы, нормативных документов. Данные эмпирического исследования были взяты из диссертационной работы Л. Т. Фахрисламовой. Автор исследовала биатлонистов 15-17-летнего возраста спортивной школы №7 олимпийского резерва по лыжным гонкам г. Казани. Все исследуемые систематически занимались спортом в течение 5-6 лет и достигли спортивной квалификации I разряда и кандидата в мастера спорта. В Экспериментальную группу диссертационного исследования вошли 12 юношей и 16 девушек. Для определения сердечного выброса в диссертационном исследовании использовался метод тетраполярной реографии по Кубичеку. Для определения реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу использовался Гарвардский степ-тест.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что благодаря проведенному анализу есть возможность скорректировать учебно-тренировочный процесс с целью его оптимизации.