"Совершенствование технико-тактической подготовки футболистов на основе развития периферического зрения"
Аннотация
Современный футбол характеризуется значительными физическими и нервно-психическими нагрузками, связанными с необходимостью выполнения разнообразных движений различной мощности в динамике игровой деятельности, а так же с внутрикомандными тактическими и защитными взаимодействиями игроков, которые происходят под контролем зрения. Эффективность игры в футбол обусловлено, прежде всего, с функциональными возможностями организма, уровнем тренированности спортсменов, развитием способности к экстраполяции с использованием информации об игровых ситуациях поступаемой с помощью морфофункциональных структур периферического зрения.
Расширения функциональных возможностей периферического зрения требует глубоких и точных знаний специфических особенностей игры в футбол, особенно при беге с регулярно изменяющимся темпом, скорости и направлением движения, прыжки, удары ногами и головой по мячу, силовые приемы борьбы за мяч и др. Значение при этом имеет уровень развития взаимосвязи периферического зрения со структурами, на базе которых, решаются технико-тактические задачи в процессе игры. Известно, что более 90% информации, поступающая в мозговые структуры, осуществляет с помощью сенсорной зрительной системы.[14,17]. Наиболее важное место при этом занимает расширение функциональных возможностей периферического зрения у футболистов 16-17 лет, так как глубинное зрение и расширение поля зрения развивается до 16-17 лет, а световая чувствительность растет до 20 лет. В связи с этим возникает возможность расширение резервных возможностей периферического зрения на основе улучшения функционирования световоспринимающего аппарата при восприятии объектов в процессе игры. При этом важен факт восприятия фоторецепторами сетчатки различных по удаленности и размерам объектов в процессе движения. Видимо на основе более полной и качественной информации о передвижении игроков и мяча, воспринимаемых фоторецепторами периферического зрения, позволяет нервным центрам затылочной области мозга повысить эффективность анализа и синтеза зрительных образов и передать данную информацию для построения программ двигательных действий. В настоящее время, научные исследования посвященные изучению взаимосвязи периферического зрения и эффективности игровой деятельности в спорте далеки от окончательного решения. Актуальность темы определяется тем, что научно-методические исследования по расширению функциональных возможностей периферического зрения полевых игроков отсутствуют. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных методов и средств формирования периферического зрения, определяющего эффективность приема и переработки зрительной информации при выполнении технических приемов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности у футболистов.
Целью работы является физиолого-педагогические обоснования методов и средств расширения функциональных возможностей периферического зрения у футболистов в возрасте 16-17 лет.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научных исследований по современ-ным методам и средствам развития периферического зрения, как профессионально важного качества у футболистов.
2. Выявить возрастные особенности развития периферического зрения у футболистов 16-17 лет, и определить взаимосвязь технико-тактической подготовленности с развитием светочувствительности сенсорной системы зрения.
3. Провести экспериментальные исследования по выявлению оптималь-ного овладения техническими приемами футбола в 16-17 лет на основе взаимосвязи деятельности сенсорно зрительной системы и уровнем развития технических приемов в процессе тренировочных занятий. Разработка рекомендации по использованию специальных упражнений по развитию периферического зрения у юных футболистов.
Объект исследования - процесс развития периферического зрения у юных футболистов 16-17 лет, определяющего качество технико-тактической подготовленности.
Предмет исследования - периферическое зрение у футболистов 16-17 лет в динамике тренировочного процесса.
Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у спортсменов 16-17 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся футболом.
Расширения функциональных возможностей периферического зрения требует глубоких и точных знаний специфических особенностей игры в футбол, особенно при беге с регулярно изменяющимся темпом, скорости и направлением движения, прыжки, удары ногами и головой по мячу, силовые приемы борьбы за мяч и др. Значение при этом имеет уровень развития взаимосвязи периферического зрения со структурами, на базе которых, решаются технико-тактические задачи в процессе игры. Известно, что более 90% информации, поступающая в мозговые структуры, осуществляет с помощью сенсорной зрительной системы.[14,17]. Наиболее важное место при этом занимает расширение функциональных возможностей периферического зрения у футболистов 16-17 лет, так как глубинное зрение и расширение поля зрения развивается до 16-17 лет, а световая чувствительность растет до 20 лет. В связи с этим возникает возможность расширение резервных возможностей периферического зрения на основе улучшения функционирования световоспринимающего аппарата при восприятии объектов в процессе игры. При этом важен факт восприятия фоторецепторами сетчатки различных по удаленности и размерам объектов в процессе движения. Видимо на основе более полной и качественной информации о передвижении игроков и мяча, воспринимаемых фоторецепторами периферического зрения, позволяет нервным центрам затылочной области мозга повысить эффективность анализа и синтеза зрительных образов и передать данную информацию для построения программ двигательных действий. В настоящее время, научные исследования посвященные изучению взаимосвязи периферического зрения и эффективности игровой деятельности в спорте далеки от окончательного решения. Актуальность темы определяется тем, что научно-методические исследования по расширению функциональных возможностей периферического зрения полевых игроков отсутствуют. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных методов и средств формирования периферического зрения, определяющего эффективность приема и переработки зрительной информации при выполнении технических приемов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности у футболистов.
Целью работы является физиолого-педагогические обоснования методов и средств расширения функциональных возможностей периферического зрения у футболистов в возрасте 16-17 лет.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научных исследований по современ-ным методам и средствам развития периферического зрения, как профессионально важного качества у футболистов.
2. Выявить возрастные особенности развития периферического зрения у футболистов 16-17 лет, и определить взаимосвязь технико-тактической подготовленности с развитием светочувствительности сенсорной системы зрения.
3. Провести экспериментальные исследования по выявлению оптималь-ного овладения техническими приемами футбола в 16-17 лет на основе взаимосвязи деятельности сенсорно зрительной системы и уровнем развития технических приемов в процессе тренировочных занятий. Разработка рекомендации по использованию специальных упражнений по развитию периферического зрения у юных футболистов.
Объект исследования - процесс развития периферического зрения у юных футболистов 16-17 лет, определяющего качество технико-тактической подготовленности.
Предмет исследования - периферическое зрение у футболистов 16-17 лет в динамике тренировочного процесса.
Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у спортсменов 16-17 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся футболом.