Проблема антигуманизма в "киберготике" Н. Ланда
Аннотация
В работе раскрывается проблема возможности построения теоретического антигуманизма в современном постгуманистическом дискурсе. Гуманизм как форма человеческого бинарного мышления субъектов и объектов становится нерелевантным способом универсального объяснения действительности и позиции самого человека в ней. Такой гуманизм оказывается лишь попыткой человека утвердить свою перспективу, выделить себя из мира и присвоить себе право выстраивать объективную картину мира. Всё это становится крайне относительным, поскольку в зону человеческого общества вторгаются другие формы агентности. Люди, животные, техника – всё оказывается способным к действию и взаимному влиянию на состояние окружающей среды, где граница между "живым" и "неживым" начисто стирается. Само общество становится постчеловеческой социальностью.
Более того, становится очевидным, что само слово "человек" как сущность остается пустым означающим, которое в различных философских концепциях трактуются по-разному, а потому остается непроясненной самостью. В итоге человек не может определить самого себя и бытие-в-себе. С развитием естествознания, расширяющим сведения о других биологических видах, и научно-техническим прогрессом, в частности с появлением искусственного интеллекта, человек все больше утрачивает позицию человеческой исключительности, закрепленной в антропоцентристских воззрениях на реальность. В нынешнее время необходим пересмотр самой концепции «человека» и даже отказу от нее. Подобные веяния ещё в 1990-х гг. уловил английский философ Н. Ланд, который зарекомендовал себя как антигуманист и создатель акселерационистской теории. В своих произведениях мыслитель постулировал приближающийся конец человеческого сознания и его растворение в общемировом техносознании, или киберенетике. Однако насколько такая позиция действительно порывает с гуманизмом как дискурсом и не повторяет ли она таких же мыслительных ходов, но с противоположным знаком, предстоит выяснить в исследовании, которому посвящена данная работа.
Более того, становится очевидным, что само слово "человек" как сущность остается пустым означающим, которое в различных философских концепциях трактуются по-разному, а потому остается непроясненной самостью. В итоге человек не может определить самого себя и бытие-в-себе. С развитием естествознания, расширяющим сведения о других биологических видах, и научно-техническим прогрессом, в частности с появлением искусственного интеллекта, человек все больше утрачивает позицию человеческой исключительности, закрепленной в антропоцентристских воззрениях на реальность. В нынешнее время необходим пересмотр самой концепции «человека» и даже отказу от нее. Подобные веяния ещё в 1990-х гг. уловил английский философ Н. Ланд, который зарекомендовал себя как антигуманист и создатель акселерационистской теории. В своих произведениях мыслитель постулировал приближающийся конец человеческого сознания и его растворение в общемировом техносознании, или киберенетике. Однако насколько такая позиция действительно порывает с гуманизмом как дискурсом и не повторяет ли она таких же мыслительных ходов, но с противоположным знаком, предстоит выяснить в исследовании, которому посвящена данная работа.