Массы и акторы: социально-философский анализ информационного общества
Аннотация
В выпускной квалификационной работе исследовано соотношение двух составляющих теоретического изучения – массовости и акторности как базовых характеристик конституирования информационного общества.
Цель исследования – социально-философской анализ соотношения понятий «масса» и «актор» в изучении специфики и перспектив современного информационного общества.
В ходе исследования были проанализированы классические и неклассические исследования в области масс, рассмотрены акторно-сетевые теории и теории социального действия, проанализировано информационное общество с точки зрения взаимодействия масс и акторов, а также определены основные парадоксы информационного общества.
Массовизация в информационном обществе – непрерывный процесс, задача которого – максимально стандартизировать поведение масс. При этом возникает ряд парадоксов. Основные из них сводятся к тому, что, хотя человек стремится быть индивидуальностью и имеет для этого все возможности, она не может вырваться за переделы массы. Рекламные кампании, модные тенденции, политические дебаты, культурные мероприятия призваны объединять людей так, чтобы при помощи коммуникационных технологий было проще побудить их к действию. При этом каждая сфера человеческой жизни (политическая, экономическая, культурная, духовная) заинтересована в нарастающей массовизации. И, хотя массовизация как процесс всегда интересовал власть и лидеров в разных сферах, в информационном обществе этот процесс имеет ни с чем не сравнимые масштабы. Основная причина масштабности массовизации – развитие масс-медийных технологий и плотное укоренение их в повседневности любого человека.
Цель исследования – социально-философской анализ соотношения понятий «масса» и «актор» в изучении специфики и перспектив современного информационного общества.
В ходе исследования были проанализированы классические и неклассические исследования в области масс, рассмотрены акторно-сетевые теории и теории социального действия, проанализировано информационное общество с точки зрения взаимодействия масс и акторов, а также определены основные парадоксы информационного общества.
Массовизация в информационном обществе – непрерывный процесс, задача которого – максимально стандартизировать поведение масс. При этом возникает ряд парадоксов. Основные из них сводятся к тому, что, хотя человек стремится быть индивидуальностью и имеет для этого все возможности, она не может вырваться за переделы массы. Рекламные кампании, модные тенденции, политические дебаты, культурные мероприятия призваны объединять людей так, чтобы при помощи коммуникационных технологий было проще побудить их к действию. При этом каждая сфера человеческой жизни (политическая, экономическая, культурная, духовная) заинтересована в нарастающей массовизации. И, хотя массовизация как процесс всегда интересовал власть и лидеров в разных сферах, в информационном обществе этот процесс имеет ни с чем не сравнимые масштабы. Основная причина масштабности массовизации – развитие масс-медийных технологий и плотное укоренение их в повседневности любого человека.