Староверие, единоверие и "сектанство" на территории Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск в 70-е гг. XVII - 60-е гг. XIX в.
Аннотация
Актуальность исследования староверия, единоверия и «сектантства» на территории Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск обусловлена большим интересом в современном обществе к религии и необходимостью выстраивания межконфессиональных и политических отношений между представителями различных течений староверия, единоверцами, Русской православной церковью и правительством. Стремления современных потомков казаков возродить жизненный уклад предков заставляет их обращаться к историческим исследованиям на данную тему.
В научном плане актуальность работы обусловлена необходимостью исследования местного староверия, единоверия и «сектантства», как многоаспектных явлений, которые непосредственно влияли на социально-политическую жизнь Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск, а также были неотъемлемой частью религиозно-культурного облика Южного Урала и России. Несмотря на изучение данной темы как дореволюционными, так советскими и современными авторами, во многих работах не затрагивается начальный этап распространения староверия на Яике. Труды в основном посвящены отдельным эпизодам из жизни уральских (яицких) и оренбургских старообрядцев, единоверцев или «сектантов».
В работе впервые был исследован начальный этап распространения староверия на территории Яицкого войска, что дало возможность точно установить время появления первых старообрядческих проповедников среди казачьего населения. На основе опубликованных и неопубликованных источников был проработан вопрос о роли староверия в восстании под предводительством Е.И. Пугачева, что позволило в некоторой степени пересмотреть сложившуюся в советской историографии точку зрения по данной проблематике. Отдельное внимние было уделено роли единоверия в жизни казаков-старообрядцев Уральского и Оренбургского войск с момента его появления и до изменения политического курса в отношении староверов в начале 60-х гг. XIX в. Был исследован процесс поиска компромисса между старообрядцами и официальной церковью в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. путем открытия «благословенных» церквей. В работе впервые рассмотрена история распространения староверия на территории Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск с момента появления первых проповедников и вплоть до 60-х гг. XIX в., когда становится очевидным, что ни насильственные методы, ни поиски компромисса не привели к действительному ослаблению староверия в регионе.
В научном плане актуальность работы обусловлена необходимостью исследования местного староверия, единоверия и «сектантства», как многоаспектных явлений, которые непосредственно влияли на социально-политическую жизнь Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск, а также были неотъемлемой частью религиозно-культурного облика Южного Урала и России. Несмотря на изучение данной темы как дореволюционными, так советскими и современными авторами, во многих работах не затрагивается начальный этап распространения староверия на Яике. Труды в основном посвящены отдельным эпизодам из жизни уральских (яицких) и оренбургских старообрядцев, единоверцев или «сектантов».
В работе впервые был исследован начальный этап распространения староверия на территории Яицкого войска, что дало возможность точно установить время появления первых старообрядческих проповедников среди казачьего населения. На основе опубликованных и неопубликованных источников был проработан вопрос о роли староверия в восстании под предводительством Е.И. Пугачева, что позволило в некоторой степени пересмотреть сложившуюся в советской историографии точку зрения по данной проблематике. Отдельное внимние было уделено роли единоверия в жизни казаков-старообрядцев Уральского и Оренбургского войск с момента его появления и до изменения политического курса в отношении староверов в начале 60-х гг. XIX в. Был исследован процесс поиска компромисса между старообрядцами и официальной церковью в конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. путем открытия «благословенных» церквей. В работе впервые рассмотрена история распространения староверия на территории Уральского (Яицкого) и Оренбургского казачьих войск с момента появления первых проповедников и вплоть до 60-х гг. XIX в., когда становится очевидным, что ни насильственные методы, ни поиски компромисса не привели к действительному ослаблению староверия в регионе.