Архивно-следственные дела репрессированных старообрядцев как исторический источник (по материалам ГКУСО «Государственный архив административных органов Свердловской области»)

Черногубов Степан Витальевич

Аннотация


В настоящее время в России продолжаются сложные, многоплановые процессы изменения этнорелигиозного уклада и переосмысления роли и места религии на всех уровнях общественной жизни, инициированные с началом развала атеистического СССР почти 30 лет назад. Учитывая рост консервативных тенденций во внутренней политике и соответствующем медийном и политическом дискурсе, особенно после 2012 г., — наряду с интересом к православию и другим традиционным религиям, в фокусе внимания закономерно оказывается и «наиболее ортодоксальная часть ортодоксальной церкви» — русское старообрядчество.
В этой связи представляется важным всестороннее исследование и осмысление феномена старообрядчества, его истории и современности, в том числе наиболее противоречивых и малоизученных моментов, таких как судьба «староверов» в годы Большого террора в СССР — с использованием научного и источниковедческого подхода, доступных благодаря значительному массиву архивных документов, рассекреченных либо введенных в научный оборот за последние десятилетия.
Новизной нашего исследования станет изучение аспектов Большого террора применительно к специфической социальной группе — а именно к старообрядцам Урала. Их восприятие Большого террора и реакция на эти события будут рассмотрены сквозь призму вероучения старообрядцев, сформировавшего их поведенческий паттерн, особенно ярко проявившийся в столь катастрофических событиях.
Проведенный нами источниковедческий анализ архивно-следственного дела “Уральского братства Русской Правды” показал, что в рамках этого дела, велось преследование представителей часовенного согласия в Свердловской области. Основным мотивом для преследования старообрядцев часовенных стала борьба советских управленцев за влияние на подчиненное им сельское население, а также попытка остановить массовый выход крестьян из нерентабельных колхозов. Следствие велось незаконными методами с использованием следственных схем, отработанных на других религиозных организациях.
В материалах архивно-следственного дела имеются доказательства функционирования общин в Тагильском, Невьянском, Кушвинском, Ревдинском, Шалинском, Первоуральском, Кировградском и Белоярском районах Свердловской области, а также в селе Шарташ и городе Свердловске. События Гражданской войны и миграция торгово-промышленной верхушки часовенного согласия, лишило общины попечителей, в 1930-х гг. общины находились на исключительно на обеспечении своих членов. В ходе коллективизации и массовых репрессий Большого террора старообрядческие общины часовенных лишились основной части культовых сооружений и религиозной литературы.
Несмотря на отсутствие соборных решений старообрядцев часовенных, в которых давалась бы резко-негативная оценка советской власти, антирелигиозная политика советского государства, а также преследования верующих убедили старообрядцев часовенных в антихристовой сущности советской власти. А это, в свою очередь, влекло отказ от участия в мероприятиях советской власти. Кроме этого, критике на бытовом уровне среди старообрядцев часовенных подвергалась экономическая политика советского государства.