Древнегреческая драма в восприятии византийских интеллектуалов XII в.: историографический аспект

Фролов Борис Михайлович

Аннотация


Работа посвящена изучению по материалам историографии восприятия античной драмы византийскими интеллектуалами эпохи Комнинов, преимущественно на примере Иоанна Цеца и Евстафия Солунского. Исследуются работы специалистов, фиксирующие интерес указанных византийских авторов к древнегреческой драматургии. Впервые проделана работа по изучению историографии такого узкого вопроса. Достоинство работы состоит в привлечении широкого спектра работ ведущих мировых антиковедов и византинистов. Выяснено, что, во-первых, Т. Конли, Р. Браунинг, Г. Хунгер, Э. Дики, Ф. Будельман, Э. Калделлис обращались к трудам Иоанна Цеца о драме лишь спорадически. Вопросы о достоинствах, которые Цец находил в комедиях и почему вообще он так подробно занимался этими пьесами оставлены ими без ответа. При этом Н. Уилсон связывает интерес к драме с языковым антикваризмом, практиковавшимся в образованной среде Византии, а Л. А. Фрейберг прослеживает интерес к драме до IX века, относя его начало к кружку Льва Хиросфакта. Во-вторых, обращение Евстафия Солунского к древнегреческой драме в историографии также изучено скудно и в основном связывается с общим подъемом умения читать и понимать авторов классического периода, по сравнению с IX веком. Приходится констатировать, что работы Евстафия Солунского о трагедии и комедии находятся в тени монументальных комментариев к гомеровским поэмам и по-прежнему ждут своих исследователей. В-третьих, в наибольшей степени взгляды византийцев XII века на древнегреческую драму изучалсись на таких текстах, как анонимный «Христос Страждущий» и «Катомиомахия» Феодора Продрома. В работах С. С. Аверинцева, А. П. Каждана, П. Истерлинг установлено, что византийские авторы активно использовали драматические тексты согласно своим эстетическим принципам, которые заключались в устранении драматического движения, стремлением к статическому времени, стабильности, созерцательному изображению эмоций.