Повседневная жизнь женщины Екатеринбурга в пореформенный период: обзор источников
Аннотация
Выбор указанной темы обоснован ее актуальностью на фоне проникновения в Россию на рубеже XX-XXI вв. третьей волны феминизма и развития гендерных исследований, а также отсутствием научные публикаций, акцентирующих внимание на повседневной жизни женщины Екатеринбурга и окрестностей.
Помимо этого, актуальность темы исследования связана и с тем, что в нем соединяются два актуальных направления современных исторических исследований – повседневности и гендера.
Состояние источниковой базы позволяет говорить о специфической сложности в воспроизводстве менталитета, понятий, бытовых установок и культурных кодов женщин из непривилегированных слоев городского населения, в то время как эти же элементы повседневности можно обнаружить для образованных женщин привилегированных групп и средних городских слоев. Большое миграционное давление, значительная доля молодого населения, незавершенность модернизационных процессов создавали неустойчивость социальных позиций и статусов, что для женщины было связано с новыми вызовами в процессах перемен. Чаще всего женщины Екатеринбурга нанимались на работу в качестве прислуги: экономкой, горничной, няней, кухаркой, дворничихой, садовником и гувернанткой, женщины осваивали педагогическую деятельность, работали служащими, становились врачами, занимались предпринимательством, выросла активность горожанок на благотворительном поприще. Также женщины становились той частью населения, которая была наиболее восприимчива к проявлениям массовой культуры – они становились ее проводником в различных социальных стратах, формируя в своей повседневной жизни новый спрос на продукты массовой культуры.
В работе использовались подходы истории повседневности, которая обратила внимание на жизнь обычного человека в его бытовом окружении. Методологической новацией становится появление термина «жизненный мир», которое указывает на повседневность каждого обычного человека, его рутинные действия, социальное окружение, обычаи и привычки.
Помимо этого, актуальность темы исследования связана и с тем, что в нем соединяются два актуальных направления современных исторических исследований – повседневности и гендера.
Состояние источниковой базы позволяет говорить о специфической сложности в воспроизводстве менталитета, понятий, бытовых установок и культурных кодов женщин из непривилегированных слоев городского населения, в то время как эти же элементы повседневности можно обнаружить для образованных женщин привилегированных групп и средних городских слоев. Большое миграционное давление, значительная доля молодого населения, незавершенность модернизационных процессов создавали неустойчивость социальных позиций и статусов, что для женщины было связано с новыми вызовами в процессах перемен. Чаще всего женщины Екатеринбурга нанимались на работу в качестве прислуги: экономкой, горничной, няней, кухаркой, дворничихой, садовником и гувернанткой, женщины осваивали педагогическую деятельность, работали служащими, становились врачами, занимались предпринимательством, выросла активность горожанок на благотворительном поприще. Также женщины становились той частью населения, которая была наиболее восприимчива к проявлениям массовой культуры – они становились ее проводником в различных социальных стратах, формируя в своей повседневной жизни новый спрос на продукты массовой культуры.
В работе использовались подходы истории повседневности, которая обратила внимание на жизнь обычного человека в его бытовом окружении. Методологической новацией становится появление термина «жизненный мир», которое указывает на повседневность каждого обычного человека, его рутинные действия, социальное окружение, обычаи и привычки.