ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Аннотация
В конце XVIII – начале XIX вв. практически одновременно оформляются политические идеологии либерализма и консерватизма, представляющие собой системы теоретически оформленных взглядов, идей, концепций, отражающих политическую жизнь общества и положение ее субъектов. На этапе формирования, когда ни в России, ни в странах Европы еще нет четких идеологических различий, и консерватизм и либерализм являются крайне пластичными идейными построениями, из-за чего возникает проблема идеологического синтеза, который проявляется в сочетании представлений, характеризующих различные идеологические системы – либеральную и консервативную.
Объект исследования – политическая идеология как система взглядов, идей, концепций, объясняющих устройство общества. Предметом исследования является процесс формирования национальных вариантов идеологии либерализма и консерватизма в России. Цель исследования – выявление специфики вариативной части политических идеологий в России в первой четверти XIX в.
Научная новизна работы заключается, во-первых, в изучении проблемы при опоре на методологию, предложенную немецким философом и социологом Ю. Хабермасом, а именно концепцию публичной сферы, которая формируется в России в первой четверти XIX в. В данном исследовании было произведено сравнение идей, характерных для официальной части публичной и сферы и неофициальной, по двум наиболее актуальным проблемам, а именно по конституционному и крепостному вопросу. Во-вторых, в исследовании использовался такой вид исторического источника как периодическая печать, которая ранее не применялась историками для изучения проблемы идеологического синтеза. Был проанализирован комплекс журнальных публикаций за 1801 – 1825 гг., из таких из таких изданий как «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Дух журналов», «Санкт-Петербургский вестник».
Основным результатом исследования является вывод о том, что на начальном этапе формирования политических идеологий в России в первой половине XIX в. можно говорить о явлении либерального консерватизма, для которого характерны такие особенные черты как тяготение к острожному реформированию, понимание необходимости сохранения сбалансированной социально-экономической ситуации, стремление к реализации либеральных идей путем обращения к таким ценностям как семья и религия, избирательность к опыту западных обществ.
Объект исследования – политическая идеология как система взглядов, идей, концепций, объясняющих устройство общества. Предметом исследования является процесс формирования национальных вариантов идеологии либерализма и консерватизма в России. Цель исследования – выявление специфики вариативной части политических идеологий в России в первой четверти XIX в.
Научная новизна работы заключается, во-первых, в изучении проблемы при опоре на методологию, предложенную немецким философом и социологом Ю. Хабермасом, а именно концепцию публичной сферы, которая формируется в России в первой четверти XIX в. В данном исследовании было произведено сравнение идей, характерных для официальной части публичной и сферы и неофициальной, по двум наиболее актуальным проблемам, а именно по конституционному и крепостному вопросу. Во-вторых, в исследовании использовался такой вид исторического источника как периодическая печать, которая ранее не применялась историками для изучения проблемы идеологического синтеза. Был проанализирован комплекс журнальных публикаций за 1801 – 1825 гг., из таких из таких изданий как «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Дух журналов», «Санкт-Петербургский вестник».
Основным результатом исследования является вывод о том, что на начальном этапе формирования политических идеологий в России в первой половине XIX в. можно говорить о явлении либерального консерватизма, для которого характерны такие особенные черты как тяготение к острожному реформированию, понимание необходимости сохранения сбалансированной социально-экономической ситуации, стремление к реализации либеральных идей путем обращения к таким ценностям как семья и религия, избирательность к опыту западных обществ.