Развитие российского рекламного текста рубежа XIX-XX вв. в лингвопрагматическом и дискурсивном аспектах (на материале региональных СМИ)

Рожкова Полина Алексеевна

Аннотация


Исследование посвящено выявлению основных закономерностей в развитии прагматической и лингвистической составляющих в российских рекламных текстах рубежа XIX-XX вв. с опорой на рекламные тексты, размещавшиеся в региональной периодической печати, а также анализ отечественного рекламного дискурса соответствующего периода.
Для наиболее точного описания объекта исследования вводится термин исторический рекламный текст. Исторический рекламный текст – это рекламный текст, отражающий современный ему историко-культурный контекст, который невозможно точно восстановить современному исследователю, несущий языковые и культурные коды указанного периода, также это тексты, находящиеся на этапе становления.
Работа содержит три главы «Развитие рекламного текста», «Классификация рекламных текстов по типу воздействия на адресата», «Основные концепты рекламного дискурса рубежа XIX-XX вв.», в которых последовательно рассматриваются специфика развития рекламного текста как самостоятельного жанра; процесс развития оценочного и суггестивного компонентов рекламного текста, так как именно качественное и количественное изменение этих компонентов определило специфические жанровые характеристики рекламного текста; основные концепты рекламного дискурса рубежа XIX-XX вв., такие как «прогресс», «подлинность», «качество», и др.
Выделено три главных типа исторических рекламных текстов по типу воздействия на адресата: информативный, экспрессивный, манипулятивный. Также выделено три переходных типа, сочетающих разные типы воздействия: информативный + экспрессивный, экспрессивный + манипулятивный, информативный + экспрессивный + манипулятивный. Особое внимание в работе уделяется переходным группам, так как они наиболее показательны при анализе развития исторического рекламного текста. Описаны главные концепты рекламного дискурса, а также рассмотрен потенциал исторического рекламного текста как объекта междисциплинарного исследования.