Медиапроекты, посвященные популярной науке
Аннотация
Практика популяризации знаний насчитывает уже не одно столетие; появление и распространение этого явления сыграло важную роль в процессе развития общества и науки. Зачастую к теме популяризации относятся иронично, так как связывают ее с массовой культурой и термином «low culture», однако, на сегодняшний день популяризация науки и культуры является важной и многоаспектной темой. В нашем исследовании мы рассмотрим популярную культуру как средство распространения корректного научного знания для широкой аудитории.
Петр Леонидович Капица, известный физик-академик, большое внимание уделил популяризации науки и распространению научных знаний. Он провел тщательный анализ творчества большого количества ученых и в итоге пришел к заключению, что творческая работа в науке совершенно невозможна без участия широкой культурной общественности. Причиной успеха научной деятельности стала возможность распространения исследований среди большого числа людей.
Современное общество переживает значительные изменения, связанные с рядом экономических, технологических и социально-политических факторов. Главную роль в решении глобальных проблем современного общества играет наука, и ее значимость постоянно возрастает.
В связи с этим остро встают вопросы о положении науки в современном обществе: о том, как научное знание представлено в общественном сознании, о новых методах корректировки образа науки, а также методах противодействия распространению в обществе недостоверных знаний и квазинаучных теорий.
Актуальность данного исследования обусловлена стремительными трансформациями, которые в наши дни переживает популяризация научной информации.
Основными факторами трансформации общества является, прежде всего, появление и внедрение технологических инноваций, которые касаются методов распространения информации, а также переход к рыночной экономике, который произошел в России в конце XX века. Новые технологии являются одним из факторов обновления популяризаторской деятельности и в России, и за рубежом, а влияние рыночной экономики – это фактор, который отразился именно на отечественной популяризации науки.
В нашем исследовании мы будем опираться на суждение о том, что необходимо изучать процесс популяризации науки в контексте современного общества. Для этого мы рассмотрим новые теории о современном состоянии социума.
Объект исследования – медиапроекты, посвященные популяризации науки, которые являются новой формой популяризации научных знаний.
Предметом исследования являются специфические характеристики медиапроектов о науке, в контексте современного общества.
Степень изученности проблемы. Феномен популяризации стал объектом внимания отечественных исследователей в советское время (М. И. Хаскина, Н. Н. Маевский, А. В. Панков, Э. А. Лазаревич). В наши дни популяризацию изучают такие деятели науки как: А. И. Акопов, Ю. Д. Вяткина, А. Г. Ваганов, М.В. Загидуллина, И.Ю. Лапина, В.Л. Гинзбург, Е. Г. Константинова, Е. Е. Макарова, А. Л. Самсонов, В. И. Штепа, Н. В. Дивеева и др.
За рубежом также существует ряд известных популяризаторов науки (С. Хокинг, Ж-И. Кусто, М. Гарднер, Р.Фейнман и другие ).
Однако вопрос о трансформациях феномена популяризации науки под воздействием новых технологий и в контексте современного общества остается малоизученным и не рассматривался системно. Таким образом, была определена цель работы – рассмотреть медиапроект как средство популяризации науки в контексте современного общества.
Гипотеза: медиапроект – наиболее эффективная форма популяризации науки в современном обществе.
Цель исследования определяет его задачи:
1) определить феномен популяризации науки и рассмотреть историю его развития в России;
2) рассмотреть формы популяризации науки;
3) определить понятие медиапроект;
4) изучить и проанализировать современные медиапроекты, посвященные популяризации науки.
Петр Леонидович Капица, известный физик-академик, большое внимание уделил популяризации науки и распространению научных знаний. Он провел тщательный анализ творчества большого количества ученых и в итоге пришел к заключению, что творческая работа в науке совершенно невозможна без участия широкой культурной общественности. Причиной успеха научной деятельности стала возможность распространения исследований среди большого числа людей.
Современное общество переживает значительные изменения, связанные с рядом экономических, технологических и социально-политических факторов. Главную роль в решении глобальных проблем современного общества играет наука, и ее значимость постоянно возрастает.
В связи с этим остро встают вопросы о положении науки в современном обществе: о том, как научное знание представлено в общественном сознании, о новых методах корректировки образа науки, а также методах противодействия распространению в обществе недостоверных знаний и квазинаучных теорий.
Актуальность данного исследования обусловлена стремительными трансформациями, которые в наши дни переживает популяризация научной информации.
Основными факторами трансформации общества является, прежде всего, появление и внедрение технологических инноваций, которые касаются методов распространения информации, а также переход к рыночной экономике, который произошел в России в конце XX века. Новые технологии являются одним из факторов обновления популяризаторской деятельности и в России, и за рубежом, а влияние рыночной экономики – это фактор, который отразился именно на отечественной популяризации науки.
В нашем исследовании мы будем опираться на суждение о том, что необходимо изучать процесс популяризации науки в контексте современного общества. Для этого мы рассмотрим новые теории о современном состоянии социума.
Объект исследования – медиапроекты, посвященные популяризации науки, которые являются новой формой популяризации научных знаний.
Предметом исследования являются специфические характеристики медиапроектов о науке, в контексте современного общества.
Степень изученности проблемы. Феномен популяризации стал объектом внимания отечественных исследователей в советское время (М. И. Хаскина, Н. Н. Маевский, А. В. Панков, Э. А. Лазаревич). В наши дни популяризацию изучают такие деятели науки как: А. И. Акопов, Ю. Д. Вяткина, А. Г. Ваганов, М.В. Загидуллина, И.Ю. Лапина, В.Л. Гинзбург, Е. Г. Константинова, Е. Е. Макарова, А. Л. Самсонов, В. И. Штепа, Н. В. Дивеева и др.
За рубежом также существует ряд известных популяризаторов науки (С. Хокинг, Ж-И. Кусто, М. Гарднер, Р.Фейнман и другие ).
Однако вопрос о трансформациях феномена популяризации науки под воздействием новых технологий и в контексте современного общества остается малоизученным и не рассматривался системно. Таким образом, была определена цель работы – рассмотреть медиапроект как средство популяризации науки в контексте современного общества.
Гипотеза: медиапроект – наиболее эффективная форма популяризации науки в современном обществе.
Цель исследования определяет его задачи:
1) определить феномен популяризации науки и рассмотреть историю его развития в России;
2) рассмотреть формы популяризации науки;
3) определить понятие медиапроект;
4) изучить и проанализировать современные медиапроекты, посвященные популяризации науки.