Тактики дискредитации политических деятелей в дискурсе французских медиа (на примере публикаций в журнале «Charlie Hebdo»)
Аннотация
Работа посвящена исследованию тактик дискредитации и способам их реализации во французском журнале политической сатиры «Charlie Hebdo». Материалом исследования послужили 156 текстовых фрагментов, извлечённых из 112 статей, опубликованных в электронных версиях и на официальном сайте журнала в период с конца 2021 г. по апрель 2023 г.
В первой части работы рассматриваются основные свойства политического медиадискурса как гибридного явления, а также механизмы и способы речевого воздействия, используемые в политическом медиадискурсе. Особое внимание уделяется рассмотрению подходов к изучению стратегии и тактик дискредитации в политическом и медиаполитическом дискурсе. Также описываются основные характеристики журнала «Charlie Hebdo» как типичного представителя французской сатирической прессы.
Во второй части работы проводится анализ отобранного материала: выявляются наиболее продуктивные в рамках журнала тактики и тактические схемы дискредитации политических деятелей (универсальные дискредитирующие тактические схемы, прямые тактики дискредитации и косвенные дискредитирующие тактики), а также языковые средства их реализации. Большое внимание уделяется описанию гибридных способов реализации тактических схем дискредитации, характерных для журнала «Charlie Hebdo», которые способствуют достижению глобальной стратегической цели. В ходе анализа эмпирической базы исследования существующая классификация тактик дискредитации уточняется на базе французского языка и расширяется доказательной тактикой обличения лжи и сопоставительной тактикой, строящейся по схеме «Один стоит другого». Количественные наблюдения оформляются графически в виде гистограмм.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании таких вузовских дисциплин как «Межкультурная коммуникация», «Страноведение», «Лингвострановедение», «Стилистика французского языка», «Дискурсология», «Практический курс иностранного (французского) языка» и др. Материалы и выводы исследования могут оказаться полезными в практике дискурсивного анализа, исследованиях медиаполитического дискурса, в журналистике.
В первой части работы рассматриваются основные свойства политического медиадискурса как гибридного явления, а также механизмы и способы речевого воздействия, используемые в политическом медиадискурсе. Особое внимание уделяется рассмотрению подходов к изучению стратегии и тактик дискредитации в политическом и медиаполитическом дискурсе. Также описываются основные характеристики журнала «Charlie Hebdo» как типичного представителя французской сатирической прессы.
Во второй части работы проводится анализ отобранного материала: выявляются наиболее продуктивные в рамках журнала тактики и тактические схемы дискредитации политических деятелей (универсальные дискредитирующие тактические схемы, прямые тактики дискредитации и косвенные дискредитирующие тактики), а также языковые средства их реализации. Большое внимание уделяется описанию гибридных способов реализации тактических схем дискредитации, характерных для журнала «Charlie Hebdo», которые способствуют достижению глобальной стратегической цели. В ходе анализа эмпирической базы исследования существующая классификация тактик дискредитации уточняется на базе французского языка и расширяется доказательной тактикой обличения лжи и сопоставительной тактикой, строящейся по схеме «Один стоит другого». Количественные наблюдения оформляются графически в виде гистограмм.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании таких вузовских дисциплин как «Межкультурная коммуникация», «Страноведение», «Лингвострановедение», «Стилистика французского языка», «Дискурсология», «Практический курс иностранного (французского) языка» и др. Материалы и выводы исследования могут оказаться полезными в практике дискурсивного анализа, исследованиях медиаполитического дискурса, в журналистике.