Стратегии конструирования идентичности ученого в интернет-дискурсе (на материале персональных сайтов)
Аннотация
Работа посвящена изучению и анализу тактик самопрезентации, используемых учеными-лингвистами в качестве инструмента общей стратегии конструирования идентичности на персональных веб-сайтах. Все тактики разделены на невербальные и вербальные (прямые и непрямые), особое внимание в работе уделяется последним. Материалом для исследования послужили 6 персональных веб-сайтов российских, американских и итальянских ученых-лингвистов. Все сайты имеют активный статус функционирования и находятся в открытом доступе.
В первой части работы рассматриваются подходы к пониманию дискурса в целом и интернет-дискурса в частности. Приводятся характеристики интернет-дискурса как особого виртуального образования и освещается малоизученность темы самопрезентации и конструирования идентичности на такой интернет-платформе, как веб-сайт. Особое внимание уделяется тактикам и моделям самопрезентации, которые составили базу для анализа в практической главе.
Во второй части работы анализируются невербальные средства самопрезентации и вербальные тактики (прямые и непрямые). Прямые вербальные тактики рассматриваются согласно разделам персонального веб-сайта (стартовая страница, биография, библиография, научно-исследовательская деятельность), непрямые тактики рассматриваются согласно их определению и описанной модели из первой главы. В рамках каждой тактики приводятся особые языковые средства или ходы, за счёт которых происходит её реализация. Помимо этого, представлен сравнительно-сопоставительный анализ прямых и непрямых тактик в виде двух таблиц, в которых собраны все ходы и средства, которые используют ученые при конструировании идентичности. Также выделены две новые тактики (прямая и непрямая), которые являются характерными для самопрезентации ученого посредством веб-сайта. Сравнительно-сопоставительный анализ тактик самопрезентации позволил сделать выводы не только о сходствах и закономерностях, но и о культурных и гендерных различиях.
Результаты исследования могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области речевого воздействия и самопрезентации в интернет-дискурсе, в частности на персональных веб-сайтах.
В первой части работы рассматриваются подходы к пониманию дискурса в целом и интернет-дискурса в частности. Приводятся характеристики интернет-дискурса как особого виртуального образования и освещается малоизученность темы самопрезентации и конструирования идентичности на такой интернет-платформе, как веб-сайт. Особое внимание уделяется тактикам и моделям самопрезентации, которые составили базу для анализа в практической главе.
Во второй части работы анализируются невербальные средства самопрезентации и вербальные тактики (прямые и непрямые). Прямые вербальные тактики рассматриваются согласно разделам персонального веб-сайта (стартовая страница, биография, библиография, научно-исследовательская деятельность), непрямые тактики рассматриваются согласно их определению и описанной модели из первой главы. В рамках каждой тактики приводятся особые языковые средства или ходы, за счёт которых происходит её реализация. Помимо этого, представлен сравнительно-сопоставительный анализ прямых и непрямых тактик в виде двух таблиц, в которых собраны все ходы и средства, которые используют ученые при конструировании идентичности. Также выделены две новые тактики (прямая и непрямая), которые являются характерными для самопрезентации ученого посредством веб-сайта. Сравнительно-сопоставительный анализ тактик самопрезентации позволил сделать выводы не только о сходствах и закономерностях, но и о культурных и гендерных различиях.
Результаты исследования могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в области речевого воздействия и самопрезентации в интернет-дискурсе, в частности на персональных веб-сайтах.