Использование мотивов к изучению иностранных языков у студентов направления «Лингвистика»

Горлатова Дарья Александровна

Аннотация


Работа посвящена исследованию мотивов, которые побуждают студентов направления "Лингвистика" к изучению второго иностранного языка (испанский, французский, немецкий, китайский, итальянский, турецкий, арабский, корейский) и поддерживают их мотивацию к учебной деятельности. Цель исследования заключается в выявлении и анализе ведущих и второстепенных мотивов, оказывающих влияние на процесс обучения иностранному языку у студентов данного направления подготовки. Исследование мотивов позволяет сделать выводы об особенностях мотивации студентов, определить ее вид, а также факторы ее формирования в процессе изучения иностранного языка. Материалом исследования послужили результаты опроса и анкетирования студентов и преподавателей кафедры ЛиПКИЯ УрФУ по шкале Лайкерта (Likert Scale). В опросе были задействованы 7 групп: студенты бакалавриата 1,2,3,4 курса направления 45.04.03 «Лингвистика в сфере деловых и профессиональных коммуникаций и информационных технологий», студенты магистратуры 1 и 2 курсов направления 45.04.02 «Лингвистическое сопровождение международной и внешнеэкономической деятельности», а также группа, состоящая из 12 преподавателей. Общее количество участников исследования составило 229 человек.
В первой части работы проводится анализ теоретических источников по теме мотивация, определяются ее виды и проблемы в аспекте учебной деятельности, а также подробно рассматриваются мотивы и их классификация в процессе обучения иностранному языку. Было определено, что на мотивацию изучения иностранного языка влияют две взаимосвязанные группы условий: 1) условия, влияющие на формирование интегративной (внутренней) мотивации; 2) условия, влияющие на формирование инструментальной (внешней) мотивации. Помимо этого, в работе была принята классификация мотивов изучения иностранного языка, которые делятся на эмоционально-эстетические, прагматические, познавательные, дидактические, коммуникативные, принуждения и обязательности.
Во второй части работы подробно рассматриваются этапы исследования влияния мотивов на мотивацию к изучению иностранных языков, исходя из описанной классификации. По каждой группе респондентов был проведен эмпирический и статистический анализы, в ходе которых были определены ведущие и второстепенные мотивы изучения второго иностранного языка. К ведущим мотивам учебной деятельности студентов относится группа познавательных мотивов, которые также тесно связаны с второстепенными прагматическими, коммуникативными и эмоционально-эстетическими мотивами. Было определено, что у студентов данного направления подготовки прослеживается положительная мотивация к учебной деятельности. Основываясь на исследовании мотивов групп от первого до четвертого курса бакалавриата, и учитывая ответы студентов магистратуры, отмечена тенденция постепенной смены внутренней интегративной мотивации на внешнюю инструментальную мотивацию в процессе обучения. Также, результаты исследования позволяют выделить несколько основных мотивационных факторов, которые оказывают наибольшее влияние на студентов. Среди них выделяются факторы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, интересом к иностранным культурам и языкам, стремление к личностному развитию, а также внешние стимулы, такие как социальное признание и возможности путешествий.
Перспективой данного исследования является возможность разработки методических рекомендаций для начинающих преподавателей иностранных языков, которые будут включать в себя создание стимулирующей образовательной среды, разработку интересных и практически ориентированных учебных материалов, а также поддержку и поощрение индивидуальных мотивационных факторов каждого студента. Составленные методические рекомендации позволят обеспечить поддержание и развитие мотивации изучения иностранного языка, а также будет позитивно воздействовать на профессиональную мотивацию студентов.