Проект учебно-методического пособия по изучению русского языка как иностранного на интерактивной онлайн-платформе ProgressMe

Кузнецова Алёна Вячеславовна

Аннотация


АННОТАЦИЯ
диссертации на соискание степени магистра на тему:
«ПРОЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЕ PROGRESSME» выполненной магистрантом Кузнецовой А. В. на кафедре русского языка для иностранных учащихся УрФУ по магистерской программе «Преподавание русского языка как иностранного»

Актуальность темы исследования. Интенсификация процессов глобализации, переход многих стран к цифровой экономике и усиливающиеся процессы информатизации и цифровизации набирают оборот и ведут к стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий. Иная практика диалога и взаимодействия участников образовательного процесса, приобретающая опосредованный характер, и смена поколенческого состава образовательного процесса ведут к смене образовательной парадигмы и требуют принципиально новых креативных подходов к пониманию и реализации образовательной деятельности.
Объектом исследования являются современные технологии онлайн обучения, используемые при обучении иностранным языкам и их дидактический потенциал применительно к обучению РКИ. Предметом исследования является виртуальная образовательная языковая среда для обучения русскому языку как иностранному.
Цель исследования заключается в создании научно-методической разработки уроков РКИ для курса «Руслан и Людмила», которая наглядно продемонстрирует лингводидактический потенциал интерактивной платфор-мы и системы управления обучением Edvibe (ранее ProgressMe) в контексте обучения РКИ на уровнях А1-В2.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: рассмотреть понятие «педагогическая технология» и существующие информационно-коммуникационные технологии как новейшие средства реализации образовательной деятельности; исследовать происходящие трансформации в социальной и экономической сферах общества и их влияние на осуществление образовательного процесса и обучение иностранным языкам; обобщить результаты существующих исследований в области дистанционного обучения и онлайн-обучения РКИ, а также рассмотреть особенности существующих дистанционных обучающих средств обучения РКИ; рассмотреть феномен виртуальной образовательной среды и понятие «система управления обучением», а также проанализировать содержательные, дидактические, организационные, и технологические особенности платформы Edvibe как системы управления обучением; разработать характеры персонажей онлайн курса «Руслан и Людмила», а также визуализировать их в компьютерной графике; создать пять методических разработок в рамках онлайн курса «Руслан и Людмила» для разных этапов обучения РКИ с целью демонстрации лингводидактического потенциала и возможностей платформы Edvibe как системы управления обучением.
В процессе решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1) цифровизация информационной и образовательной среды есть ни что иное как часть общего процесса технологического развития, который несет в себе новые возможности для обучения РКИ, развития электронной лингводидактики и образовательного сектора в целом;
2) цифровые технологии обучения иностранным языкам в наибольшей степени способны реализовать лингводидактический потенциал в дистан-ционной форме организации учебного процесса;
3) онлайн-обучение русскому языку как иностранному – это совершенно другая, новая концепция обучения, отличающаяся от привычных аудиторных уроков;
4) исследованы содержательные, дидактические, организационные и технологические особенности платформы Edvibe, разработанные уроки для разных этапов обучения РКИ демонстрируют значительный лингводидак-тический потенциал платформы и ее практическую значимость в преподавании русского как иностранного.

Ключевые слова: педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, цифровые технологии обучения, дистанционное обучение, виртуальная образовательная среда, система управления обучением.