«Фигура сокрытия» в любовной лирике А. С. Пушкина и китайских поэтов эпохи Тан

Цзинь Пэнли

Аннотация


В диссертации рассматриваются наиболее представительные фигуры поэтической классики – А.С. Пушкин в России и ряд поэтов эпохи Тан (Ли Бо, Ли Шанъинь, Ду Фу, Цуй Ху, Ду Му) в Китае. На основе анализа любовной лирики указанных поэтов выявлены ментальные основания сходств и различий в выражении «фигуры сокрытия» в классической поэзии двух стран. Отграничение фигуры сокрытия от смежных категорий (метафора, символ, аллюзия, подтекст, параллелизм, дхвани) обосновывает ее не только как форму языка, но и как ментальный феномен, инструмент поэтического мышления, посредством которого литературные высказывания обретают интенсивность и глубину. Доказывается, что в лирике Пушкина фигура сокрытия связана с природными образами и религиозными представлениями, тогда как в лирике китайских поэтов особое значение приобретает феноменология флорообразности и флоросимволизма.
Ключевые слова: фигура сокрытия, А.С. Пушкин, любовная элегия, неявный параллелизм, поэты династии Тан, флоросимволизм