Семантика питья в денотативно-идеографическом аспекте
Аннотация
АННОТАЦИЯ
магистерской диссертации Тянь Лие
«Семантика питья в денотативно-идеографическом аспекте»
В исследовании выявлена лексико-семантическая и денотативно-идеографическая специфика лексики, отображающей в русском языке ситуацию питья.
Объектом исследования были лексические значения слов разных частей речи с семантикой питья в русском языке. Предмет исследования – специфика отражения ситуации питья в денотативном пространстве русского языка.
Научная новизна исследования обнаруживается в материале: в исследовании особенностей отображения в языковой картине мира русского языка денотативной ситуации питья через анализ семантических и идеографических особенностей лексики, относящейся к данной сфере.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут послужить в качестве эмпирических данных при решении теоретических проблем денотативно-идеографической классификации лексики русского языка, определения ядерных и периферийных лексических средств, отображающих ситуацию питья в русском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материал и результаты могут быть использованы при создании учебных пособий и программ по русскому языку для студентов-иностранцев, в лексикографической практике при составлении толково-идеографических словарей китайского языка, а также как материал для сопоставительных исследований русской и китайской языковой картины мира.
На основе данных толковых и других словарей русского языка были определены значения глагола пить / выпить, связанные с ситуацией питья; на основе словаря сочетаемости и толковых словарей были обобщены синтагматические свойства глагола пить / выпить в русском языке: Субъект – Объект питья – Количество выпиваемой жидкости – Посуда – Способ питья.
Были определены денотативно-идеографические подгруппы лексико-семантической группы «Напитки» в русском языке; выявлена и описана макро- и макроструктуру ситуации питья.
Обобщены компоненты когнитивно-пропозициональных структур, репрезентирующих в сознании русского человека знания о микроситуации питья, питья алкогольных напитков, поения кого-либо.
Определено, что большинство компонентов ситуации питья и питья алкогольных напитков совпадают: ЧЕЛОВЕК – ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА – ПРЕДИКАТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАПИТКОВ – НАПИТОК – СВОЙСТВО НАПИТКА – КОЛИЧЕСТВО НАПИТКА – ПОСУДА ДЛЯ НАПИТКОВ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДОСТАВЛЯЕТ ИЛИ ПОДАЕТ НАПИТКИ – ПРЕДПРИЯТИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА НАПИТКОВ – ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПРОДАЖИ НАПИТКОВ и др.
При количественном совпадении компонентов ситуации питья и ситуации питья алкогольных напитков (по 12 позиций когнитивно-пропозициональной структуры и ситуации питья, и ситуации питья алкогольных напитков) состав других компонентов данных ситуаций компонентов разный. В ситуации питья алкогольных напитков добавляются следующие компоненты: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАКОННО/НЕЗАКОННО ПРОИЗВОДИТ, ПРОДАЕТ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ, ЕГО ЗАНЯТИЕ – ЗАБОЛЕВАНИЕ, ВОЗНИКШЕЕ ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ.
Компоненты ситуации, отсутствующие в структуре ситуации питья алкогольных напитков, но наличествующие в ситуации питья (РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКОВ – ПРЕДИКАТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКОВ – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ/МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКА – ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ ПИТЬЯ), в сущности, представляют собой позиции, общие для обеих ситуаций и отмеченные в более общей «по охвату» ситуации питья.
Ключевые слова: денотативное пространство, когнитивно-пропозициональная структура, денотативно-идеографические группы, синтагматические отношения в лексике.
магистерской диссертации Тянь Лие
«Семантика питья в денотативно-идеографическом аспекте»
В исследовании выявлена лексико-семантическая и денотативно-идеографическая специфика лексики, отображающей в русском языке ситуацию питья.
Объектом исследования были лексические значения слов разных частей речи с семантикой питья в русском языке. Предмет исследования – специфика отражения ситуации питья в денотативном пространстве русского языка.
Научная новизна исследования обнаруживается в материале: в исследовании особенностей отображения в языковой картине мира русского языка денотативной ситуации питья через анализ семантических и идеографических особенностей лексики, относящейся к данной сфере.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут послужить в качестве эмпирических данных при решении теоретических проблем денотативно-идеографической классификации лексики русского языка, определения ядерных и периферийных лексических средств, отображающих ситуацию питья в русском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материал и результаты могут быть использованы при создании учебных пособий и программ по русскому языку для студентов-иностранцев, в лексикографической практике при составлении толково-идеографических словарей китайского языка, а также как материал для сопоставительных исследований русской и китайской языковой картины мира.
На основе данных толковых и других словарей русского языка были определены значения глагола пить / выпить, связанные с ситуацией питья; на основе словаря сочетаемости и толковых словарей были обобщены синтагматические свойства глагола пить / выпить в русском языке: Субъект – Объект питья – Количество выпиваемой жидкости – Посуда – Способ питья.
Были определены денотативно-идеографические подгруппы лексико-семантической группы «Напитки» в русском языке; выявлена и описана макро- и макроструктуру ситуации питья.
Обобщены компоненты когнитивно-пропозициональных структур, репрезентирующих в сознании русского человека знания о микроситуации питья, питья алкогольных напитков, поения кого-либо.
Определено, что большинство компонентов ситуации питья и питья алкогольных напитков совпадают: ЧЕЛОВЕК – ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА – ПРЕДИКАТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАПИТКОВ – НАПИТОК – СВОЙСТВО НАПИТКА – КОЛИЧЕСТВО НАПИТКА – ПОСУДА ДЛЯ НАПИТКОВ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДОСТАВЛЯЕТ ИЛИ ПОДАЕТ НАПИТКИ – ПРЕДПРИЯТИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА НАПИТКОВ – ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПРОДАЖИ НАПИТКОВ и др.
При количественном совпадении компонентов ситуации питья и ситуации питья алкогольных напитков (по 12 позиций когнитивно-пропозициональной структуры и ситуации питья, и ситуации питья алкогольных напитков) состав других компонентов данных ситуаций компонентов разный. В ситуации питья алкогольных напитков добавляются следующие компоненты: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАКОННО/НЕЗАКОННО ПРОИЗВОДИТ, ПРОДАЕТ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ, ЕГО ЗАНЯТИЕ – ЗАБОЛЕВАНИЕ, ВОЗНИКШЕЕ ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ.
Компоненты ситуации, отсутствующие в структуре ситуации питья алкогольных напитков, но наличествующие в ситуации питья (РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКОВ – ПРЕДИКАТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКОВ – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ/МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАПИТКА – ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ ПИТЬЯ), в сущности, представляют собой позиции, общие для обеих ситуаций и отмеченные в более общей «по охвату» ситуации питья.
Ключевые слова: денотативное пространство, когнитивно-пропозициональная структура, денотативно-идеографические группы, синтагматические отношения в лексике.