Танец в литературной рефлексии рубежа XIX-XX веков

Мисочка Анастасия Андреевна

Аннотация


Магистерская работа посвящена изучению особенностей рефлексии феномена танца и образа танцора/танцовщицы в литературной критике и публицистике рубежа XIX–XX веков. Танец стал одной из знаковых метафор серебряного века. Настоящую реформацию танцевального искусства произвела американская танцовщица Айседора Дункан. Ее вклад в развитие театрально-танцевальных постановок сопоставляется с феноменом французских «балов рэпенов». И о Дункан, и о балах рэпенов оставил интересные отзывы М. Волошин – интерпретатора метафизики танца. Обращение Дункан к наследию античности, так как она его понимала, контрастирует с танцевальной деятельностью Анны Павловой, для которой хореографическая миниатюра М. Фокина – «Умирающий лебедь», стала эмблемой творческой индивидуальности. В метафорическом образе умирающего лебедя соединились и результат творческих поисков балерины, и ответ на образные искания эпохи, где образ лебедя оказался важен для многих поэтов: А. Блока, М. Цветаевой, Н. Гумилева и др..

Общей тенденцией рубежа веков является конструирование национальной идентичности с участием бальной культуры, соединяющей и разъединяющей разные слои общества, отражающей их настроения и ожидания. Материалом работы служат мемуары, дневники деятелей культуры рубежа веков (включая А. Павлову и А. Дункан), публицистика и литературная критика XIX–XX веков.

Master's work is devoted to the study of the reflection of the phenomenon of dance and the image of the dancer/dancer in literary criticism and journalism of the XIX–XX centuries. Dance has become one of the iconic metaphors of the silver age. The real reformation of the dance art was made by the American dancer Isadora Duncan. Her contribution to the development of theatrical and dance

performances is compared with the phenomenon of French "rapen balls". And about Duncan, and about balls rapanov left interesting feedback Voloshin interpreter metaphysics of the dance. Duncan's appeal to the heritage of antiquity, as she understood it, contrasts with the dance activity of Anna Pavlova, for which the choreographic miniature of M. Fokin – "the Dying Swan", became the emblem of creative individuality. In the metaphorical image of the dying Swan United and the result of creative searches of the ballerina, and the response to the imaginative search of the era, where the image of the Swan was important for many poets: A. Blok, M. Tsvetaeva, N. Gumilyov et al..

The General trend of the turn of the century is the construction of national identity with the participation of ball culture, connecting and separating different layers of society, reflecting their moods and expectations. The material of the work are memoirs, diaries of cultural figures of the turn of the century (including Pavlov and Duncan), journalism and literary criticism of the XIX–XX centuries.