Лингвистический компонент содержания школьного образования как фактор формирования социокультурной компетенции на практических занятиях по иностранному языку

Заинчковский Матвей Максимович

Аннотация


Работа посвящена разработке методики преподавания сведений лингвострановедческого характера на занятиях по иностранному языку с целью формирования у обучающихся социокультурной компетенции. В процессе разработки были использованы данные проведённого исследования лингвострановедческого содержания учебных материалов в четырех учебниках английского и немецкого языков.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы взаимосвязи языка и культуры, дается определение лингвострановедения, анализируются различные подходы к определению сущности и компонентного состава социокультурной и смежных компетенций в составе коммуникативной. Кроме того, рассматривается многообразию существующих методов анализа учебников иностранных языков. Особое внимание уделяется методу контент-анализа, с помощью которого проводится количественное и качественное исследование социокультурного содержания учебников (освещения тем, связанных с иноязычной культурой и репрезентации стран мира). На основании данного анализа сделаны выводы о сильных и слабых сторонах исследованных учебников с точки зрения преподавания сведений о культуре.
Во второй части работы формулируется ряд методических рекомендаций, составленных с учетом проведенного исследования учебников и направленных на повышение эффективности формирования социокультурной компетенции у обучающихся с опорой на различные учебные материалы. Также описывается содержание проведенного опытно-экспериментального обучения группы студентов, изучающих немецкий язык и культуру, на примере использованных учебных материалов раскрывается связь обучения с предложенными методическими рекомендациями. На основе анализа и сравнения результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов социокультурных знаний, а также наблюдения в ходе обучения сделаны выводы о росте как уровня сформированности социокультурной компетенции, так и уровня мотивации к изучению иностранного языка и культуры при применении лингвострановедческого компонента в процессе обучения.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков и иноязычных культур, а также при анализе социокультурного содержания учебных материалов.
В приложении приводятся дополнительные материалы, применявшиеся в ходе опытно-экспериментального обучения, а также тестовые задания, использованные при проведении срезов.