Особенности речевого поведения людей с СДВГ
Аннотация
Работа посвящена изучению влияния синдрома дефицита внимания и гиперактивности на речевого поведение. Исследовательскую базу выпускной квалификационной работы составили материалы психолингвистического эксперимента, полученные в результате беседы, анкетирования и наблюдения за речевым поведением людей с симптомами СДВГ.
В первой части работы рассматривается понятие СДВГ, взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов, психолингвистов, нейропсихологов и дефектологов в исследованиях, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Был рассмотрен синдром дефицита внимания и гиперактивности как фактор, который влияет на речевое поведение. В теоретической части работы определены психофизиологические особенности людей с СДВГ, рассмотрены особенности речевого развития в разные периоды детства, а также специфика преподавания иностранных языков людям с СДВГ.
Во второй части работы исследуются особенности речевого поведения людей с СДВГ, описывается ход психолингвистического эксперимента, производится анализ результатов тестирования опрошенных по нескольким шкалам. Для определения особенностей речевого поведения были использованы: Шкала готовности к коммуникации, Шкала индивидуального профиля слушателя-аудитора и метод Карта контроля состояния речи. У испытуемых с симптомами СДВГ есть особенности, связанные с моторной координацией, отличия в тембре голоса, им труднее концентрироваться на одной теме. В результате анализа полученных данных был обнаружен повышенный уровень речевой тревожности, сниженный уровень готовности к коммуникации, выявлены особенности аудирования, например, люди с симптомами СДВГ часто отвлекаются, склонны перебивать собеседника, перестают слушать, если разговор не интересен или, если собеседник говорит медленно, есть трудности с концентрацией на одной теме. Таким образом подтверждена гипотеза о том, что СДВГ влияет на особенности речевого поведения.
Результаты исследования могут быть использованы преподавателями, при обучении иностранным языкам, психологами, при работе с людьми с СДВГ, специалистами по речи.
В приложении приводятся результаты тестирований, опросники и ключи к интерпретации шкал.
В первой части работы рассматривается понятие СДВГ, взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов, психолингвистов, нейропсихологов и дефектологов в исследованиях, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Был рассмотрен синдром дефицита внимания и гиперактивности как фактор, который влияет на речевое поведение. В теоретической части работы определены психофизиологические особенности людей с СДВГ, рассмотрены особенности речевого развития в разные периоды детства, а также специфика преподавания иностранных языков людям с СДВГ.
Во второй части работы исследуются особенности речевого поведения людей с СДВГ, описывается ход психолингвистического эксперимента, производится анализ результатов тестирования опрошенных по нескольким шкалам. Для определения особенностей речевого поведения были использованы: Шкала готовности к коммуникации, Шкала индивидуального профиля слушателя-аудитора и метод Карта контроля состояния речи. У испытуемых с симптомами СДВГ есть особенности, связанные с моторной координацией, отличия в тембре голоса, им труднее концентрироваться на одной теме. В результате анализа полученных данных был обнаружен повышенный уровень речевой тревожности, сниженный уровень готовности к коммуникации, выявлены особенности аудирования, например, люди с симптомами СДВГ часто отвлекаются, склонны перебивать собеседника, перестают слушать, если разговор не интересен или, если собеседник говорит медленно, есть трудности с концентрацией на одной теме. Таким образом подтверждена гипотеза о том, что СДВГ влияет на особенности речевого поведения.
Результаты исследования могут быть использованы преподавателями, при обучении иностранным языкам, психологами, при работе с людьми с СДВГ, специалистами по речи.
В приложении приводятся результаты тестирований, опросники и ключи к интерпретации шкал.