Формирование актуальных цифровых компетенций у студентов в смешанном формате обучения
Аннотация
Работа посвящена изучению вопроса эффективности использования модели смешанного обучения «перевернутый класс» при формировании у студентов таких актуальных цифровых компетенций, как критическое и креативное мышление, способность к коммуникации и кооперации в цифровой среде.
В первой части работы рассматриваются существующие на сегодняшний день понятия и виды цифровых компетенций, а также принципы и условия их формирования. Особое внимание уделяется анализу таких трех ключевых компетенций цифровой экономики как креативное мышление, критическое мышление, коммуникация и кооперация в цифровой среде. Во второй части работы раскрывается сущность понятия «смешанное обучение», подробно рассматриваются основные классификации моделей данного типа обучения, а также производится анализ синонимичных данному явлению терминов, таких как «гибридное обучение», «перевернутое обучение», «HyFlex обучение» и др. Большое внимание уделяется рассмотрению особенностей реализации технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в условиях российских вузов. В третьей части работы рассматривается реализация цикла уроков по английскому языку у студентов 2 курса направления «Зарубежное регионоведение» в смешанном формате обучения «перевернутый класс». Основными особенностями организации опытно-экспериментальной работы является самостоятельное изучение студентами основной части учебного материала на доаудиторном этапе; применение большого количества ИКТ, а также активных методов обучения на аудиторном этапе; самостоятельная систематизация пройденного материала в виде творческих заданий на постаудиторном этапе. Производится сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных входного анкетирования, а также разработанного авторского теста. По каждому параметру делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм. Авторами делается вывод о том, что студенты, прошедшие курс разработанных уроков, в абсолютной величине показали улучшение по измеряемым параметрам на 31 % по сравнению с контрольной группой.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения студентами вопроса об условиях и принципах формировании цифровых компетенций, а также вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте методические разработки могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка для развития актуальных цифровых компетенций у студентов.
В приложении приводится календарно-тематический план цикла уроков, а также образцы разработанного входного анкетирования и контрольного тестирования
для определения уровня сформированности цифровых компетенций у студентов вуза.
В первой части работы рассматриваются существующие на сегодняшний день понятия и виды цифровых компетенций, а также принципы и условия их формирования. Особое внимание уделяется анализу таких трех ключевых компетенций цифровой экономики как креативное мышление, критическое мышление, коммуникация и кооперация в цифровой среде. Во второй части работы раскрывается сущность понятия «смешанное обучение», подробно рассматриваются основные классификации моделей данного типа обучения, а также производится анализ синонимичных данному явлению терминов, таких как «гибридное обучение», «перевернутое обучение», «HyFlex обучение» и др. Большое внимание уделяется рассмотрению особенностей реализации технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в условиях российских вузов. В третьей части работы рассматривается реализация цикла уроков по английскому языку у студентов 2 курса направления «Зарубежное регионоведение» в смешанном формате обучения «перевернутый класс». Основными особенностями организации опытно-экспериментальной работы является самостоятельное изучение студентами основной части учебного материала на доаудиторном этапе; применение большого количества ИКТ, а также активных методов обучения на аудиторном этапе; самостоятельная систематизация пройденного материала в виде творческих заданий на постаудиторном этапе. Производится сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных входного анкетирования, а также разработанного авторского теста. По каждому параметру делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм. Авторами делается вывод о том, что студенты, прошедшие курс разработанных уроков, в абсолютной величине показали улучшение по измеряемым параметрам на 31 % по сравнению с контрольной группой.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения студентами вопроса об условиях и принципах формировании цифровых компетенций, а также вопроса о технологии смешанного обучения в современной методике преподавания. Кроме того, представленные в тексте методические разработки могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка для развития актуальных цифровых компетенций у студентов.
В приложении приводится календарно-тематический план цикла уроков, а также образцы разработанного входного анкетирования и контрольного тестирования
для определения уровня сформированности цифровых компетенций у студентов вуза.