Влияние социального фактора на формирование первичной языковой личности
Аннотация
Работа посвящена изучению языковой личности и процессу ее трансформации под влиянием социальных факторов. Материалом исследования послужили результаты ассоциативного эксперимента, проводившегося в течение 2022-2023 учебного года. При выполнении теоретической части работы были использованы имеющиеся статьи и исследования как русских, так и зарубежных исследователей: А. Г. Асмолов; Г. И. Богин; Л. С. Выготский; В. фон Гумбольдт; В. И. Карасик; Ю. Н. Караулов; В. М. Кроль; Г. Олпорт.
В первой части работы с теоретических позиций рассматриваются понятия личность, черта личности, сенситивные периоды, психогенетика, а также описываются методы исследования данных явлений, их классификации, функции и теории, в рамках которых они изучаются. Проводится анализ, сравнение и обобщение генетических, физиологических, биологических и экологических предпосылок развития личности.
Во второй части работы вводится центральное понятие исследования – первичная языковая личность, исследуются различные модели языковой личности, представленные такими учеными, как Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, В. И. Карасик и др. Рассматриваются компоненты языковой личности и специфика ее формирования и функционирования согласно концепции В. В. Серикова. Затем раскрывается соотношение биологических и социальных факторов в формировании языковой личности. Основываясь на подходах Р. Декарта, Г. Айзенка, Ф. Гальтона и Д. Локка, выделяются и анализируются концепция поглощения, концепция параллелизма и теория координации.
Третья часть посвящена анализу связи социальных факторов и языковой личности, описанию проведенного ассоциативного эксперимента и его результатов. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются его перспективы.
Результаты исследования могут быть использованы в целях содействия процессу более плавной адаптации в другой культуре.
В приложении приводятся вопросы, которые задавались языковым личностям перед выполнением заданий эксперимента, переведенные на русский язык таблицы с результатами исследования.
В первой части работы с теоретических позиций рассматриваются понятия личность, черта личности, сенситивные периоды, психогенетика, а также описываются методы исследования данных явлений, их классификации, функции и теории, в рамках которых они изучаются. Проводится анализ, сравнение и обобщение генетических, физиологических, биологических и экологических предпосылок развития личности.
Во второй части работы вводится центральное понятие исследования – первичная языковая личность, исследуются различные модели языковой личности, представленные такими учеными, как Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, В. И. Карасик и др. Рассматриваются компоненты языковой личности и специфика ее формирования и функционирования согласно концепции В. В. Серикова. Затем раскрывается соотношение биологических и социальных факторов в формировании языковой личности. Основываясь на подходах Р. Декарта, Г. Айзенка, Ф. Гальтона и Д. Локка, выделяются и анализируются концепция поглощения, концепция параллелизма и теория координации.
Третья часть посвящена анализу связи социальных факторов и языковой личности, описанию проведенного ассоциативного эксперимента и его результатов. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются его перспективы.
Результаты исследования могут быть использованы в целях содействия процессу более плавной адаптации в другой культуре.
В приложении приводятся вопросы, которые задавались языковым личностям перед выполнением заданий эксперимента, переведенные на русский язык таблицы с результатами исследования.